Пророк Исайя родился около 765 г до Р. Х. В год смерти царя Озии, в 740 г. Бог возложил на него в Иерусалимском храме пророческую миссию: возвещать падение Израиля и Иуды в наказание за неверность народа (6 1-13). В первые годы своей пророческой деятельности (1-5), до начала царствования Ахаза в 736 г., он главным образом обличает нравственную развращенность, явившуюся следствием материального процветания в царстве Иуды. Когда Ахаз вступил на престол, Дамасский царь Рецин и Израильский Факей решили вовлечь его в коалицию против Ассирийского царя Феглаффелласара III. После его отказа вступить с ними в союз они напали на него; тогда Ахаз призвал на помощь ассирийцев. Исайя тщетно пытался воспрепятствовать проведению этой слишком земной политики. К этому времени относятся его первые мессианские пророчества: главы об Еммануиле (большая часть 7 1-11 9, может быть и 5 26-29; 17 1-6; 28 1-4). Убедившись в безуспешности своей деятельности, Исайя оставляет политическое поприще (ср 8 16-18). Обращение Ахаза к Феглаффелласару поставило Иудею под опеку Ассирии и ускорило падение Северного царства. После потери Израилем части территории в 734 г. чужеземное давление усилилось еще более, и в 721 г. Самария перешла во владение Ассирии. В Иудее по смерти Ахаза вступил на престол Езекия, благочестивый царь, сознававший необходимость реформ. Однако политические интриги возобновились. На этот раз была сделана попытка получить поддержку Египта против Ассирии. Исайя, верный своим принципам, призывал отказаться от всех военных союзов и положиться на одного только Бога. К началу царства Езекии относят гл. 14 28-32; 18; 20; 28 7-22; 29 1-14; 30 8-17. После подавления восстания и взятия Азота Саргоном (20) Исайя опять умолкает до 705 г. Когда же Иезекия дал себя увлечь в восстание против Ассирии и Сеннахирим опустошил Палестину в 701 г., Исайя поддержал решение Иудейского царя защищать Иерусалим и обещал ему помощь Божию. Город, действительно, был спасен. К этому последнему периоду следует отнести стт 10 5-15, 27-32; 14 24-27 и большую часть 28-32. О деятельности Исайи после 700 г. нам уже ничего неизвестно. По евр преданию он принял мученическую кончину при царе Манассии.
Книга Исайи отличается такой силой и рельефностью образов, такой замечательной гармонией, каких не достиг ни один из библейских писателей. Исайя стал великим "классиком" Библии. Все его творчество проникнуто высоким религиозным пафосом. На его душу неизгладимую печать наложило пережитое в храме в момент призвания, когда ему дано было откровение о святости Бога и греховности человека. Его представлению о Боге присуще нечто торжественное и в то же время потрясающее, внушающее страх Божий: Бог есть Святый, Сильный, Крепкий, Царь. Человек - существо, оскверненное грехом, от которого Бог требует обращения, т. е. справедливого отношения к ближнему и искреннего поклонения Ему. Бог требует верности. Исайя - пророк веры. Среди тяжелых кризисов, переживаемых его народом, он призывает уповать на одного лишь Бога: это единственная возможность спасения. Он знает, что испытание будет суровым, но надеется, что сохранится "остаток", царем которого будет Мессия. Исайя - величайший из мессианских пророков (2 1-5; 7 10-17; 9 1-6; 11 1-9; 28 16-17).
Такой религиозный гений не мог не оказать глубокого воздействия на свою эпоху. Он создал целую школу. Его слова хранились, к ним делались добавления; книгу, которая носит его имя, можно рассматривать как результат долгой редакционной работы, этапы которой невозможно восстановить. Последние главы первой части книги (36-39), написанные в прозе и в третьем лице, принадлежат его ученикам. В разные времена его духовные наследники включили в его книгу различные тексты, в частности, пророчества против Вавилона (13-14), апокалипсис (24-27) и поэтические фрагменты (33-35). Вторая часть книги (40-55) во многом отличается от первой. Современная библеистика, в лице подавляющего большинства ее представителей, пришла к выводу, что эти главы написаны не самим Исайей, а его последователем 6 века, уведенным в Плен. Его условно называют Второ- или Девтероисайей. В эти главы, которые получили у истолкователей название "книги утешения Израиля", вкраплены четыре лирических фрагмента, так наз. "Песни Раба Ягве" (42 1-7; 49 1-6; 50 4-9; 52 13-53 12). В них говорится об отроке Ягве, проповедующем истинную веру, страдающем во искупление грехов своего народа, приносящем свет всем народам и прославляемым Богом. Эти пророчества Иисус Христос применил к Себе и Своей миссии (Лк 22 19-20; 37; Мк 10 45), и первохристианская Церковь признала в этом описании Раба-Отрока Божия таинственное предвозвещение о жизни и искупительной смерти Господа Иисуса (Мф 12 17-21; Ин 1 29).
Состав последней части книги (55-66) довольно разнообразен. Это, по всей вероятности, последнее произведение школы Исайи, т. е. его учеников и последователей, продолжавших в 5 веке дело великого пророка.
В одной из пещер Мертвого моря недавно была найдена рукопись всей книги Исайи, написанная, очевидно, во 2 веке до н. э. Она отличается от масоретского текста особым правописанием и разночтениями, которые помогли установить точный текст подлинника там, где он не был совершенно ясен.