Краткий толкователь

Ис 1

1 Надписание книги: перечисление царей, в царствование которых (740-696) протекала деятельность Исайи (ср 4 Цар 15-18 и 2 Пар 26-32). "Иуда и Иерусалим" здесь не географические названия, а наименования народа Божия, к которому обращены все пророчества Исайи, даже если в них говорится о Северном царстве и об иноземных народах.

2-14 Торжественная речь, в которой выражены основные идеи пророка. Поэтому она поставлена на первое место, тогда как о призвании Исайи говорится только в Ис 6. В ней кратко, в поэтической форме, описывается вся история Израиля. Данный текст был написан или в конце войны 735 г против сиро-ефремлян (4 Цар 1-16) или в период осады Иерусалима и опустошения территории Иуды Сеннахиримом в 701 г. (ср 36 1; 4 Цар 18 13 сл).

4 "Святого Израилева" - излюбленное Исайей наименование Бога.

5-6 Иудейское общество представляется пророку в виде больного тела: "голова" - правители; "сердце" - священники и левиты; народ - тело, на котором не осталось здорового места. Церковь относит ст 6, как и аналогичные стт Ис 53 3 сл, к Страстям Христовым.

10 "Князья Содомские" - правители избранного народа, вследствие своей греховности уподобившиеся содомлянам; "народ Гоморрский" - очень грешный народ (ср Иез 16 49).

11 Пророк обличает совершающих обряды без соответствующего внутреннего расположения (ср Ам 5 21-27). Хотя жертвоприношения и праздники установлены Богом и Исайя признает их необходимым выражением религиозного чувства (19 21, ср 29 1 сл), праведная жизнь гораздо ценнее в очах Божиих. Согласно св. Иерониму, жертвоприношения были установлены с целью возвысить ум человека до понимания необходимости "жертвы духовной".

15 "Ваши руки полны крови" - крови невинных, смешивающейся с кровью жертв.

18 Прощение грехов, как и суд (Пс 9 9), есть дело Божие (Исх 34 6; Ос 11 8-9). По Своей милости Бог прощает грех человеку, вследствие чего восстанавливается подлинное отношение между согрешившим и его Создателем. Всякий, даже самый тяжелый грех, может быть прощен, ибо милосердие Божие безгранично. Бог всегда прощает грешника, если тот признается и раскаивается в своих грехах в результате внутреннего обращения (Иер 3 14; Иез 18 30-32; ср Ис 31 6, 7; Плач 5 21). Прощение грехов - один из признаков мессианской эры (Иер 31 34; ср Иез 36 25-26): это предсказание пророков полностью сбывается с пришествием Иисуса Христа.

20 "Меч пожрет вас" - нашествие врагов со всеми сопровождающими его бедствиями пока еще только угроза, которую можно отвести обращением.

26 В древности считалось, что личность и судьбу человека определяет его имя (ср имена Иакова и его сыновей - Быт 25 26; 27 36; 29 31 - 30 24 и т. д.). Перемена имени означает перемену призвания (ср Авраам - Быт 17 5; Израиль - Быт 32 29 и т. д.). Имена, которые порицают пророки, являются как бы печатью на жизни людей (см Ис 7 3; ср 10 21; 7 14; 8 1-3; ср 8 18; Ос 1 4, 6, 9-11; 2 1, 23). Будущему Иерусалиму даются новые пророческие имена, напр "город правды, столица верная" (ст 26; Ис 60 14; 62 4-12; Иез 48 35). Согласно Исайе и Амосу, правда есть прежде всего беспристрастность в исполнении правосудия, а в более глубоком плане - причастность к правде-справедливости Самого Бога, через которую проявляется Его святость (5 16).

29 Свящ. "дубравы" были местами, где поклонялись идолам, следуя безнравственным религиозным обычаям, заимствованным у хананеев (ср Втор 12 2).

Ис 2

1-5 "Слово", главную часть которого мы находим и у Мих 4 1-3. В нем выражается верность Иерусалиму, центру откровения; в то же время оно проникнуто духом универсализма.

1-5 В мессианские времена.

6 "Чародеи"... "как у филистимлян" - гадание и чародеяние имело место во всех странах древнего Востока, даже в Израиле (1 Цар 28 3 сл; Ис 8 19), несмотря на запрещения (Исх 22 18; Лев 19 31; 20 27; Втор 18 10-11, 14). О филистимских чародеях нам ничего не известно, есть только указание на них в 1 Цар 6 2.

Ис 3

14 "Виноградник" - образ народа Божия.

Ис 4

1 "Позор" - очевидно армия была уничтожена или взята в плен. Многие женщины готовы стать женами оставшихся в живых мужчин, чтобы избежать одиночества и позора бесплодия.

2 "Отрасль" и "плод земли" обозначают или Мессию, или "уцелевших сынов Израиля". Они сравниваются с деревом, вновь расцветающим на палестинской земле.

3 Неверный Израиль будет наказан. Но Бог любит Свой народ и спасет небольшой "остаток" от меча завоевателей. Этот образ остатка, уже встречающийся у Амоса (3 12; 5 15; 9 8-10), появляется затем у Исайи (6 13; 10 19-21; 28 5-6; 37 4 = 4 Цар 19 4; 37 31-32, ср Мих 4 7; 5 3; Соф 2 7; 9, 3 12; Иер 3 14; 5 18; Иез 5 3; 9). Остаток жителей Иерусалима, очищенный и отныне верный, снова станет могущественным народом. После катастрофы 587 г. "остаток" окажется среди уведенных в плен (Иез 12 16; Вар 2 13), в плену он обратится (Иез 6 8-10; ср Втор 30 1-5), и тогда Бог соберет его для мессианского восстановления (Ис 11 11, 16; Иер 23 3; 31 7; 50 20; Иез 20 37; Мих 2 12-13). После возвращения из плена "остаток", тоже ставший неверным, будет, согласно послепленным пророкам, частично истреблен и очищен (Зах 1 3; 8 11; Агг 1 12; Авд 17 = Иоил 2 32; Зах 13 8-9; 14 2). В действительности, подлинным "Семенем" нового освященного Израиля (Ис 11 1, 10; ср 4 2; Иер 23 3-6), становится Христос. - В противоположность Израилю, у языческих народов не будет "остатка" (Ис 14 22, 30; 15 9; 16 14; Иез 21 32; Ам 1 8; Авд 18).

Ис 5

1 Притча или песня о винограднике, составленная Исайей в начале его пророческой деятельности, вероятно по образцу песен при сборе винограда. Образ виноградника, символизирующего Израиль, избранный и затем отверженный, встречается впервые у Осии 10 1, затем у Иеремии (2 21; 5 10; 6 9; 12 10) и Иезекииля (15 1-8; 17 3-10; 19 10-14; ср Пс 80 9-19; Ис 27 2-5). Христос возвращается к ней в притче о злых виноградарях (Мф 21 33-44 п; ср проклятие смоковницы Мф 21 18-19). У Ин 15 1-2 Он открывает тайну "истинной виноградной лозы".

16 "Святость Божия" (ср 6 3) отделяет Бога от всех его творений. Бог пребывает на недосягаемой для них высоте и не может быть ими осквернен. Но эта трансцендентная святость проявляется в отношениях с людьми, в правде Божией, через которую открывается этический характер Его святости. Бог вознаграждает добрых и карает злых в час Своего "суда". Этой правде не противоречит милосердие, ибо Бог вершит правду и когда исполняет Свои обетования и когда прощает раскаявшемуся грешнику.

19 "Свое дело" - день Господень, который рассматривался как политическое торжество Израиля над всеми врагами (ср Ам 5 18).

Ис 6

1-13 Первое видение Исайи - призвание пророка; его датируют обычно 740 г. Этот текст положено читать как паримию на праздник Сретения Господня, ибо Церковь видит здесь предсказание о воплощении Сына Божия и принесении Его во Храм. Сидящий на престоле - Господь, единственный истинный Царь Израиля и мира (ср Откр 4 3-11). Во время видения Исайя слышал и видел духовным взором и духовным слухом. "Слышит Исайя глас Господа, хотя ничто не ударяло в телесный слух... ибо в уме тех, у кого он не развлечен и чист, какою-то неизреченной силою составляются образы, как будто они слышат в себе изглашаемое слово Божие, хотя ни воздух не передает, ни слух не принимает сих образов" (св. Василий Великий, толкование на пророка Исайю, VI).

2 "Серафимы", т. е. "пламенеющие" - небесные существа с человеческим лицом и шестью крыльями; они напоминают таинственные существа, несущие колесницу Ягве (Иез 1); в Иез 10 они названы "херувимами" (ср Исх 25 18).

3 "Свят, свят, свят" - этот текст стал литургическим песнопением. "Святость Божия" составляет одну из центральных тем проповеди Исайи (1 4; 5 19, 24; 10 17, 20; 41 14, 16, 20 и т. д.). Святость Божия властно призывает человека к святости, т. е. к отделению от язычников (Лев 20 24) и к очищению от греха стт 5-7). Так человек становится причастным святости Божией.

4 "Курения", (или облако) - знак присутствия Бога на Синае (Исх 19 16), в Скинии (Исх 40 34-35), и в храме иерусалимском.

6 "Горящий уголь" причастен святости, сообщаемой жертвеннику. Огонь обычно сопровождает теофании на Синае (Исх 19 18; Втор 4 11-12, 15, 33, 36). Этот огонь очистителен (ср Ис 1 25; Иер 6 29; Мф 3 11).

7 Пророк - вестник Слова Божия, он - Его "уста" (ср Исх 4 16). Поэтому Бог влагает слова Свои "в его уста" (Иер 1 9), и Иезекииль ест свиток (Иез 3 1-3), на котором начертано Слово Божие.

8 Готовность пророка но служение. Здесь можно видеть характерную черту библ. откровения. Мистик, созерцая видение, не растворяется в экстазе, его сознание остается ясным.

10 Проповедь пророка наталкивается на непонимание слушателей. Бог не желает этого ожесточения, но предвидит его; включаясь в Его замысел, оно открывает грех, таящийся в глубине сердца, и ускоряет Суд (ср ожесточение фараона Исх 4 21; 3 7; и т. д.). Эти слова Исайи многократно приводятся в НЗ (Мф 13 14-15 п; Ин 12 40; Деян 28 26-27) и применяются Христом к Его слушателям (Мф 13 13).

11 "Надолго ли, Господи?" - пророку трудно примириться с окончательным осуждением своего народа. В Своем ответе Господь, не погашая этой надежды, возвещает, что спасению будет предшествовать тяжкое испытание.

13 Залог надежды изображен аллегорически. Израиль не будет истреблен окончательно, но возродится, подобно срубленному дереву, сохраняющему в корнях силу жизни для новых побегов.

Ис 7

1 См 4 Цар 16 5 нашествие сиро-ефремлян.

3 "Шеарясув" - символическое имя, означающее "остаток вернется" (ср 1 26), т. е. обратится к Богу и избегнет наказания (ср 4 3; 10 20-23).

9 Букв. смысл: "если не будете в вере, не будете в крепости". Здесь раскрывается суть библ. философии веры. Вера для пророка означает не только уверенность в существовании чего-то высшего (в этом смысле Ахаз "верил"), но и вверение всего своего существа Богу.

10-14 Ахаз отказывается просить знамения, но оно дано ему Богом: Исайя предсказывает рождение младенца, имя которого Еммануил, т. е. "С нами Бог" (ср 8 8), имеет пророческое значение (ср 1 26) и возвещает, что Бог будет охранять и благословлять Иуду. В других пророчествах Исайи (9 1-6; 11 1-9) приоткрывается тайна спасения, принесенного этим младенцем, вырисовывается образ Мессии, Царя и Спасителя, уже намеченный пророком Нафаном (2 Цар 7), к которому снова обращаются другие пророки (Мих 5 2; Иез 34 23; Агг 2 23; ср Пс 2; 45; 72; 110). Бог пошлет Царя, преемника Давида, чтобы спасти Свой народ. Поэтому надежда верных Ягве зиждется на обетовании о непоколебимости династии Давида. Даже если Исайя, говоря о знамении, предсказывает в данном месте рождение Езекии, сына Азаха, это предсказание имеет в то же время и более широкое мессианское значение: торжественный тон пророчества и имя "Еммануил" указывают, что Исайя прозревает в этом царственном рождении нечто гораздо большее, чем современное историческое событие - особое действие Бога, устанавливающего окончательное мессианское царство. Поэтому евангелисты (Мф 1 23 - цитата из Ис 7 14; Мф 4 15-16 - цитата из Ис 9 1-2) и Отцы Церкви вполне законно усмотрели в этом пророчестве возвещение рождения Иисуса Христа.

14 "Дева" (евр "алма") - в евр языке слово "бетула" означает исключительно - дева, а слово "алма" имеет более широкий смысл, относясь к невышедшей замуж девушке. Переводчики (LXX) уточнили смысл евр слова, переведя его греч словом, которое может относиться только к деве. Это является ценным свидетельством древнееврейской интерпретации, принятой евангелистами: Мф (1 23) видит здесь возвещение девственного зачатия Христа.

20 "Бритвою, нанятой по ту сторону реки" - орудием Божиим будут полчища ассирийские, опустошающие страну; река - Евфрат.

22 "Маслом и медом будут питаться" - в ст 15 эта пища - благословение Земли Обетованной (ср Исх 3 8, 17 и т. д.; Втор 6 3; 11 9 и т. д.).

Ис 8

2 Урия был первосвященником (ср 4 Цар 16 10; Захария - тестем царя - 2 Пар 29 1).

4 Нашествие Феглаффелласара III и затем Саргона.

6 "Воды Силоама" (ср 7 3) символизируют покровительство Господне, которому народ предпочел помощь Ассирии; (ст 7) воды реки Евфрата - ассирийские войска, хлынувшие потоком.

Ис 9

1 "Приморский путь" - дорога из Египта в Ассирию.

6 "Чудный... Князь мира" - младенец царского рода будет обладать мудростью Соломона, мужеством и благочестием Давида, великими добродетелями Моисея и патриархов (ср 11 2). Христианское предание, выражающееся в Рождественских богослужениях, дает эти наименования Христу, ибо Он и есть Еммануил.

"Ревность Господа Саваофа соделает это" - ревнивая любовь Бога побуждает Его наказывать Свой народ за его грехи (ср Исх 20 5; Втор 4 24) и в то же время готовить его избавление.

8-12 Это пророчество было произнесено против Северного царства в 739 г., когда израильтяне вместе с сирийцами подготовляли наступление на Иерусалим (4 Цар 15 37) или в 734 г., когда Северное царство стало добычей Ассирии (4 Цар 15 29).

Ис 10

5-27 По всей вероятности, речь идет о нашествии Сеннахирима в 701 г. Ср ст 8-11 с 36 18-20. Царь ассирийский действует в качестве бессознательного орудия Суда Божия над строптивым народом (ср 13 5; 5 26; 7 18; 8 7). Позднее пророк Иеремия назовет Навуходоносора бичем в руках Ягве (Иер 51 20; 50 23) и даже Его рабом (27 6; 43 10). Завоеватель не сознавал себя орудием в руках Божиих; но это не уменьшает его ответственности. 

Ис 11

1 Иессей, отец Давида (1 Цар 16 1 сл; ср Руф 4 22) и предок всех царей Иуды и Мессии (ср Мф 1 6-16).

2 "На нем почиет Дух Господень" - Дух Господень или "Святой Дух Господень" (42 1; 61 1 сл; 63 10-13; Пс 51 13; Прем 1 5; 9 17). Его действие (евр "руах" означает и "дух" и "дуновение", т. е. действие) проявляется на протяжении всей библейской истории. При сотворении мира Он пребывал над хаосом (Быт 1 2), и Он дает жизнь всем творениям (Пс 104 29-30; 33 6; Быт 2 7; ср Иез 37 5-6, 9-10). Дух сходит на Судей (3 10; 6 34; 11 29) и Саула (1 Цар 11 6). Он дарует мастерам способность творить (Исх 31 3; 35 31), судьям - разумение (Числ 11 17), мудрость - Иосифу (Быт 41 38). Он же вдохновляет пророков (Зах 7 12), Моисея (Числ 11 17, 25, 26) Саула (1 Цар 10 6, 10), Давида (2 Цар 23 2), Илию (4 Цар 2 9; Мих 3 8; Ис 48 16; 61 1), Азарию (2 Пар 15 1), Иозиила (2 Пар 20 14), Захарию (2 Пар 24 20), тогда как лжепророки "ведомы своим духом" (Иез 13 3; ср Дан 4 5, 15; 5 11-12, 14). Исайя утверждает здесь, что этот Дух будет дан Мессии; Иоиль (2 28-30) возвещает Его "излияние на всякую плоть" в мессианские времена (ср Деян 2 16-18). Учение о Духе, как и о Премудрости (ср Притч 8 22; Прем 7 22), получит свое окончательное выражение в НЗ (ср Ин 1 33; 14 16. 26; Деян 1 8; 2; Рим 5 5).

3 Дух пророческий дарует Мессии исключительные добродетели Его великих предков: мудрость Соломона, осторожность и храбрость Давида, ведение и страх Господень праотцев и пророков: Моисея, Иакова, Авраама (ср 9 6). Перечисление этих даров в LXX и Вульг (где "страх Господень" передается с помощью двух понятий - страха и благочестия (timor и pietas) лежит в основе учения Церкви о "семи дарах Духа Святого".

6 Восстание человека против Бога (Быт 3) нарушило гармонию как между человеком и природой (Быт 3 17-19), так и между людьми (Быт 4). Пророки возвещают войны и нашествия как кару за неверность Израиля. В противоположность этому, мессианская эра, принося прощение грехов, примирение с Богом и царство правды, устанавливает мир и как следствие всего этого: плодородие земли (Ам 9 13-14; Ос 2 20, 23, 24) всеобщее разоружение (Ис 2 4; 9 5; Мих 4 3-4; 5 9-10; Зах 9 10) вечный мир (Ис 9 7; 32 17; 60 17-18; Соф 3 13; Зах 3 10; Иоил 3 17). Новый Завет есть завет мира (Иез 34 25; Пс 72 3-7). Этот мир распространится и на животное царство. Произойдет как бы возвращение к райскому блаженству.

Ис 13

9-10 Пророчество о грядущем великом Суде Божием над всем миром.

Ис 14

В данном пророчестве предвосхищается возвращение из плена и обращение языч. народов (ср Ис 40-55).

3-21 Этот машал - сатира на падение надменного тирана, царя Ассирийского или Вавилонского. Отцы Церкви видели здесь символическое изображение падения Денницы-Люцифера.

31 "От севера" - ассирийские войска приходили с севера. На образном языке Иеремии и Иезекииля север - сторона, откуда всегда приходят враги.

Ис 16

Исайя как бы приглашает бежавших из Моава просить покровительства у царя Иудейского. Согласно св. Иерониму, этот текст имеет мессианское значение.

3-5 В начале этого пророчества Исайя просит Иуду быть гостеприимным к историческому врагу - Моаву.

6 Отказ дать убежище моавитянам.

Ис 17

1 Предсказание о разрушении Дамаска, столицы арамейской, которое произошло в 732 г.

3 Ефрем, т. е. Израильское (северное) царство, был в союзе с Дамаском против Иуды. Осия, новый царь Самаринский, вел интриги против Ассирии.

4 Вторая часть пророчества относится к царству Израильскому. Оно осуществилось в 722 г. (падение Самарии).

12-14 Пророчество произнесено вероятно в 701 г., во время великого ассирийского нашествия.

Ис 18

1 "Земля, осеняющая крыльями" - имеется в виду земля египетская, изобилующая мошками. При жизни Исайи Египет управлялся эфиопской династией.

2 "Идите, быстрые послы", т. е. послы фараона, которым пророк советует возвратиться в свою страну и прекратить интриги против Ассирии.

Ис 19

Исайя очевидно выступал против Египта главным образом между 718 и 701 гг, когда Сиво, посланник фараона Тефнакта, пытался создать на Ближнем Востоке коалицию против Ассирии.

11 Цоан или Танис, город в дельте Нила.

"Сын царей древних" - египетские мудрецы славились в древности. Многие книги мудрости приписывались фараонам.

Ис 20

"Азот" - филистимский город, взятый Саргоном II в 711 г. Жители города восстали, подстрекаемые египтянами; по-видимому в связи с этим событием Исайя предсказал поражение Египта в войне с Ассирией.

Ис 21

2 "Елам" - страна, расположенная к В от Месопотамии; из нее вышли мидяне и персы, выступившие в 6 веке против могучей Вавилонской державы и сокрушившие ее.

5 Согласно преданию, сообщаемому Дан (5) и Геродотом, Вавилон был взят персами во время происходившей в нем ночной оргии.

11 "Дума" или Едом - сокращ. название Идумеи.

13-17 Речь идет об аравийских племенах, ставших жертвами нашествия с севера. Пророк призывает жителей земли Фемайской (Быт 25 15; Иер 25 23) принять беглецов из Дедана (ныне оазис Ел Ела; ср Быт 10 7; Иер 49 8; Иез 25 13; 27 20). Кидар - название тех же областей (Быт 25 13; Иер 49 28; Иез 27 21). В 715 г. Саргон после окончания похода в Трансиорданию дошел до СЗ Аравии. Иуда также находился в опасности.

Ис 22

Это пророчество было произнесено после освобождения Иерусалима в 701 г., которое положило конец победоносной кампании Сеннахирима (ср 4 Цар 18 13; 19 9; Ис 36 1 сл; 37 8 сл). Исайя, предрекший спасение города, порицает чрезмерно радующихся и предупреждает, что угроза наказания еще не миновала.

11 Работы Езекии в предвидении нашествия Сеннахирима. О "доме кедровом" (ст 8) см 3 Цар 7 2; о ремонте стен и о водохранилище см 4 Цар 20 20; Сир 48 19.

22 Открывать и закрывать дверь "дома царя" было обязанностью египетского визиря, а в Израиле - смотрителя дворца. Такой же будет миссия ап. Петра в Церкви, Царствии Божием (Мф 16 19). Эти слова приводит тайнозритель в Откр 3 7, применяя их к Мессии (на предрождественском богослужении лат. обряда, 20 декабря, Мессия воспевается как "ключ Давида и скипетр дома Израилева").

25 Елиаким впал в немилость, что повлекло за собой опалу всей его семьи, в свое время воспользовавшейся его возвышением.

Ис 23

1 Пророк имеет, очевидно, в виду нашествие Сеннахирима в 701 г. "Земля Киттийская" - о. Кипр, где находились финикийские колонии.

Ис 24

24-27 Эти главы Ис названы апокалипсисом Исайи; здесь в близких исторических событиях раскрываются предзнаменования грядущего Суда Божия и дается его поэтическое описание, прерываемое псалмами моления и благодарения.

5 По всей вероятности, речь идет здесь не о Союзе-Завете, заключенном с Авраамом или Моисеем, но о всемирном Союзе-Завете, заключенном Богом с Ноем (Быт 9 9-17). При нарушении этого Завета вся земля оскверняется и несут наказание живущие на ней (ст 6).

10 "Опустевший город", букв. город небытия, т. е. столица враждебного языч мира, противополагающаяся Иерусалиму (26 1-6). Ее разрушение служит символом Суда Божия. Ее отождествляют с Вавилоном, разрушенным Ксерксом в 485 г., или с Тиром, разрушенным Александром в 332 г., или с Самарией, разрушенной Гирканом в 110 г., или, наконец, со столицей Моава (см 24 17-18; 25 10).

21 "Воинство выспреннее" - духи (ангелы) зла (см Откр 12 7).

Ис 25

Возвращаясь к универсалистским взглядам, неоднократно выраженным в Св. Писании (Ис 2 2-3; 56 6-8; 60 11-14; Зах 8 20; 14 16 и т. д.), пророк описывает стечение народов в Иерусалиме как великий пир. С этих пор понятие мессианского пира вошло в иудаизм; проникло оно и в НЗ (Мф 22 2-10; Лк 14 13, 14, 16-24).

8 "Поглощена будет смерть на веки" - участникам мессианского пира будет даровано бессмертие.

10 Моав олицетворяет всех врагов Израиля.

Ис 26

1 Иерусалим, который Бог укрепит, чтобы он стал прибежищем праведников, противопоставлен "высоко стоявшему городу" (ст 5), разрушенному граду (24, 25).

7-19 Суд Божий праведен (стт 7-10) и приносит избавление и славу своему народу (стт 11-15); нынешние испытания подготовляют новое рождение (стт 16-19). Муки рождения стали в Библии образом испытаний, предваряющих пришествие Мессии (ср Мф 24 8; Мк 13 8; Ин 16 20-21).

19 "Оживут Твои мертвецы, восстанут мертвые тела" - описав тщетные попытки израильтян возродить свой народ, пророк противополагает им силу Божию, действующую в мире. "Твои мертвецы", т. е. те, кто верно служил Ему в земной жизни. Земля извергнет их тела. Т. образом мессианскому блаженству будут причастны не только счастливые современники пришествия Мессии, но и праведники, жившие в прошлые века. Здесь пророк достигает вершины ВЗ-ного мессианства, впервые приоткрывая тайну воскресения.

21 "Земля откроет поглощенную ею кровь" - кровь убитых покрывали землей, чтобы она не взывала о мщении (ср Быт 37 26; Откр 6 9; 16 6; 20 13).

Ис 27

1 Здесь "левиафан" символизирует Ассирию или Вавилон (Пс 74 14).

2 Израиль, как и в Ис 5 1-7, представлен в образе виноградника, над которым Бог бдит с любовью, если народ призывает Его.

12 "Великая река" - Евфрат - образовывала вместе с "потоком Египетским", т. е. Нилом, идеальные границы земли Ханаанской.

Ис 28

1-6 Пророчество, произнесенное за некоторое время до падения Самарии в 721 г. Город был построен на конусообразном холме и украшал его, подобно тому как Венки цветов украшали участников античных пиршеств. Другие пророки (Ос 7 5-7; Ам 3 9, 15 и т. д.) указывали на богатство Самарии и безнравственность, царящую в ней.

7-22 Эти пророчества были произнесены незадолго до нашествия Сеннахирима в 701 г., при царе Езекии, который, боясь наступления врага, пытался вступить в союз с иноземцами. Первое пророчество относится к участникам свящ. трапез в храме, которые сравнивают непонятные им слова Исайи с лепетом младенцев. Им так же будут непонятны слова ассирийских воинов, которых Ягве направит против них.

16-17 Краткое пророчество, нарушающее изложение. Бог, зодчий нового Иерусалима, строит его на камне правды и справедливости. Имя камня "верующий в него не постыдится" подобно символическим именам "город правды, столица верная" (1 26). В НЗ краеугольный камень или камень, положенный в основание, символизирует Христа (Мф 21 42; Еф 2 20; 1 Петр 2 4-8) или ап. Петра (Мф 16 18).

20 "Слишком коротка будет постель" - пророк, по-видимому, цитирует народную пословицу.

23-29 Мудрость земледельца, который сеет и молотит каждый злак по роду его, есть образ Премудрости Божией, руководящей Своим народом.

Ис 29

1-12 Это пророчество, по-видимому, предшествует осаде Иерусалима (701 г).

"Ариил" - Иерусалим, именуемый "очагом Божиим", т. е. свящ. городом. Эта интерпретация основана на сравнении с Иез 43 16, где "ариил" обозначает верхнюю часть жертвенника - очага, на котором сжигались жертвы. Она подтверждается тем, что в конце ст 1 говорится о жертвоприношениях в храме.

15-25 Безрассудны надеющиеся утаить злые умыслы (стт 15-16) от всеведения Божия. Бог избавит смиренных от козней врагов и установит царство правды (стт 17-20).

16 В древнем рассказе о сотворении мира Бог создает человека из праха земного, подобно горшечнику, лепящему глину. Пророки часто прибегают к тому же образу, а ап. Павел с помощью его выражает полную зависимость человека от Бога (Рим 9 21).

Ис 30

1-7 Пророчество, произнесенное при отправлении послов Езекии к фараону (в 703 или 702 г.), чтобы заручиться его поддержкой в борьбе с Ассирией.

8-17 Три пророчества (стт 9-11; 12-14; 15-17), произнесенные Исайей в начале царствования Езекии. В них повторяются упреки пророка своим современникам. Видя, что они не послушали его, Исайя велит записать свои угрозы. Будущее подтвердит истину его слов (ст 8). Затем пророк как будто умолкает. Он вновь возвышает голос, когда Иерусалиму начинает угрожать нашествие Сеннахирима (ср 8 16-18 - быть может речь идет о другом периоде молчания пророка).

27-33 Это пророчество, по всей вероятности, было произнесено, когда Сеннахирим угрожал Иерусалиму. Пророк говорит здесь с исключительной силой об ужасающем действии гнева Ягве.

33 "Тофет", т. е. место, где "сжигают", находилось в долине Бен-Хинном, где сжигали детей, принося их в жертву Молоху (ср Лев 18 21). Царь (евр мелек), о котором говорится в этом ст, может быть обозначает царя Ассирийского.

Ис 31

1-3 Пророчество, произнесенное, вероятно, при тех же обстоятельствах, что и в гл 30 1-5 и 6-7.

4-9 Пророчество против Ассирии - очевидно во время наступления Сеннахирима.

Ис 32

1-5 Описание идеального царства в мессианской перспективе (ср 29 18; 35 5), однако менее ярко обрисованной, чем в 9 1-7 и 11 1-9.

9-14 Предупреждение женщинам в стиле 3 16-24. Хронологическое указание ст 10 напоминает 29 1.

15 Дух, Который почиет на Мессии (11 2), обещан здесь всему народу.

19 "Лес" - Ассирия; "город" - ее столица.

Ис 33

7 "Послы для мира", отправленные Езекией к Сеннахириму, потерпели неудачу.

21 "Господь будет вместо рек" - Господь будет сокровищем и защитой страны, подобно тому, как Евфрат или Нил обогащали страны, которые они орошали и служили им защитой. "Не пройдет большой корабль" - вражеские корабли не будут плыть по рекам Израиля.

Ис 34-35

Эти главы некоторые библеисты называют "Малым Апокалипсисом", ибо они содержат описание последних и страшных браней Ягве с языческими народами и в частности с Едомом (34). Затем возвещается последний Суд, после которого Иерусалим будет восстановлен во всей своей славе.

34 8 Жестокости Едома привели к тому, что израильтяне стали видеть в нем прототип врагов Божиих.

14 "Ночное привидение" - евр "лилит" - женщина-демон, появляющаяся в развалинах (из ассиро-вавилонской мифологии).

16 "Книга Господня" - книга, содержащая речения Его пророков.

35 2 "Слава Господня", нисходящая в облаке во дни Исхода (16 10), осенит Иерусалим в мессианскую эру, когда более, чем в былые дни, будет явлено величие Божие.

5-7 Знамения, совершенные Иисусом Христом.

Ис 36-39

Эти четыре главы почти дословно повторяют 4 Цар 18 13-20 19.

37 38 Убийство Сеннахирима произошло в 681 г (4 Цар 19 37).

38 21-22 Эти два стт следует поместить после ст 6 (см 4 Цар 20 7).

39 1 После смерти Салманассара V в 722 г Меродах Валадан объявил себя царем Вавилонским и царствовал до 710 г, когда его изгнал Саргон.

3 Пророк выступает против заключения союза с иноземцами.

Ис 40-55

Вторую часть кн Исайи (40-55) западные библеисты обыкновенно именуют "книгой утешения Израиля", согласно 40 1, ибо содержание глав 40-55 полностью отвечает этому названию, контрастируя с грозными предупреждениями первой части книги (1-39). Большинство из них приписывает эти главы "Второисайе", анонимному пророку, жившему в период Плена. Однако встречаются еще библеисты, которые продолжают держаться более традиционной точки зрения и утверждают, что вся книга принадлежит одному автору, но во второй ее части Исайя обращается уже не к иерусалимским иудеям 8 века - своим современникам, а к иудеям, переселенным в Вавилон. Историческая обстановка изменилась: ассирийское царство перестало существовать, и Вавилону угрожает Тир. Представление о Мессии, царе из дома Давидова, стало более отчетливым.

Ис 40

1 Книга открывается кантатой с участием нескольких голосов: плен окончился, и готовится новый исход под водительством Божиим. Эта мысль пронизывает всю книгу и служит ей заключением (55 12-13).

2 "Иерусалим" - "принял вдвое за все грехи свои" - его постигла двойная кара, (согласно Исх 22 4, вор должен был в двойном размере возмещать нанесенный им ущерб).

3 "Глас вопиющего в пустыне" (евр "вопиет") - согласно переводу LXX. Евангелисты отнесли это слово к Иоанну Крестителю, возвещающему о скором пришествии Мессии (Мф 3 3; Ин 1 23).

6 Голос с неба как бы заменяет явления Бога, призывающего пророков (Ис 6 8-13; Иер 1 4-10; Иез 1-2), что, может быть, указывает на более глубокое ощущение трансцендентности Бога. Здесь, как и в предыдущих случаях, пророк ставит вопросы и получает ответы, в которых уточняется порученная ему миссия.

11 "Как пастырь" - тема доброго пастыря встречается у Иер (23 1-6); ее развивает Иез (34); свое окончательное выражение она получает в НЗ, в притче Самого Христа (Мф 18 12-14; Ин 10 11-18).

15 "Острова", о которых часто говорится в кн Утешения, - архипелаги и далекие острова Средиземного моря.

18 Бога невозможно ни с кем и ни с чем сравнить: Бог истинный противопоставлен здесь ложным богам - идолам. Во избежание соблазна идолопоклонства в ВЗ запрещалось изображать Бога (Исх 20 4). В НЗ-ную эру, начало которой положил Бог-Слово, ставший плотью (Ин 1 14), христианин, почитая изображение Иисуса Христа, "Который есть образ Бога невидимого" (2 Кор 4 4; Кол 1 15), поклоняется Божественному Первообразу (см подроб. прим. к Исх 32 1).

Ис 41

В этой песне в ответ на сомнения народа (см 40 27) возвещается пришествие освободителя. Здесь речь идет о Кире, который назван только в 44 28, но обрисован уже в 2-3 и 25. Бог посылает его не для того, чтобы карать, как Сеннахирима и Навуходоносора, а чтобы освободить Свой народ.

2 Бог "воздвиг от Востока мужа правды" (букв - того, кого правда зовет следовать за нею) - св. Иероним дает этому стиху мессианское толкование: Кир, названный "помазанником Ягве" (45 1), является в определенном смысле прообразом Мессии.

8 "Раб Мой" - здесь впервые Израиль именуется рабом Божиим; эта тема занимает важное место в кн Утешения. Она связана с темой избранничества (ср 43 10, 20; 44 1; 45 4), восходящей к призванию Авраама. "Израиль, названный также "Иаков" и "семя Авраамово, был избран стать свидетелем Ягве (43 10), несмотря на свою неверность (42 19). Бог простил его и спас. Понятие раба-отрока у Исайи характеризует не столько обычное отношение раба к хозяину, сколько взаимоотношения, проникнутые любовью и доверием.

25 "От восхода солнца будет призывать имя Мое" - ст этот сближают с 45 3: "Я Господь, называющий тебя по имени, т. е. дающий тебе особое поручение (Исх 31 2; Числ 1 17), имеющий с тобою особую связь (ср 43 1; 45 3-4).

Ис 42

1-9 Первая из четырех песен Отрока-Раба Божия: 42 1-4 (5-9); 49 1-6; 50 4-9 (10-11); 52 13-53 12; см введение. Этим отроком является не Кир и не народ, а посланник Божий, "завет для народа и свет для язычников" (ст 6). В этих песнях значение Его миссии постепенно уточняется. На нем почиет дух Господень (ст 1), чтобы Он "возвещал суд", т. е. учил правде все народы. Судьба его связана с эсхатологическим будущим избранного народа. Евангелия относят эти пророчества к Иисусу Христу (Мф 3 16; 12 28; Деян 2 16-17).

7 Слепые - язычники, узники - израильтяне.

Ис 43

3 Кир получил три царства как выкуп за освобождение Израиля: Египет, Эфиопию (букв Куш, область, расположенную к югу от Египта - ср 45 14) и Савею (отличную от Савы, находящуюся в сев. Аравии). Автор не ставит своей целью давать точные исторические сведения; он лишь хочет указать на далекие народы. Владыкой которых тоже является Ягве. Скорое освобождение Израиля входит в предначертанную Им историю спасения.

8-13 Новое утверждение монотеизма, проникнутое сознанием бессилия ложных богов.

11-18 Прообраз этого исхода дан в Исх 14 21-22. Чудеса нового исхода превзойдут дивные дела древних дней.

22-28 Это обличение, единственное в кн Утешения, содержит игру слов: Бог мог отягощать Израиль, заставляя исполнять культовые обязанности; в действительности же Израиль "отяготил" Бога своими беззакониями. Но Бог простит Свой народ, если Израиль признает свои грехи.

27 "Праотец твой" - подразумевается Иаков (ср ст 22, где он характеризуется отрицательно, как и у Осии 12 3-4, в отличие от его изображений в Быт).

Ис 44

5 "Я Господень" - знак принадлежности Господу: свящ. тетраграмма четырех согласных букв, составляющих имя Господне, т. е. Ягве (Исх 3 16). Таким же обр. имя зверя начертано на руке и челе его последователей (Откр 13 16-17); аналогично значение татуировки в эллинистических культах. Речь идет о тех, кто обращен в ягвизм и причислен к Иакову-Израилю. - В 49 16 говорится, что Ягве "начертал Сион на дланях" (руках) своих, чтобы не забыть его.

24-28 Пророк вновь утверждает, что всемогущество Божие проявится особым образом в восстановлении Иерусалима при посредстве Кира, названного впервые по имени в ст 28 (ср 41 1-5); к нему же относится пророчество гл 45 1-7.

Ис 45

1 Пророчество о восшествии царя на престол (ср Пс 2 и 110). Здесь единственный раз нееврейский царь - Кир - назван "помазанником Ягве", хотя он и не знал Его. "Сниму поясы с чресл царей", т. е. обезоружу их (оружие в то время носили на поясе).

8 Имеются прежде всего в виду надвигающиеся исторические события: освобождение из Плена и торжество "правды", которое наступит с приходом Кира, - хотя все творит Господь. Заменив слова "правда" и "спасение", находящиеся в евр подлиннике, словами "спаситель" и "праведник", св. Иероним раскрыл мессианский смысл этого пророчества. Оно вошло в богослужебные молитвы рождественского периода, как в Западной Церкви (Rorate caeli desuper), так и в Церкви Восточной (ср тропарь Р. Х.).

14 Пророк прозревает в будущем собрание всех народов в Иерусалиме для служения Богу Израилеву. Тот же дух универсализма ощущается в Ис 2 2-4 (= Мих 4 1-3); Иер 12 15-16; 16 19-21; Соф 3 9-10; им проникнута кн Утешения (Ис 42 1-4, 6; 45 14-16. 20-25; 49 6; 55 3-5; ср 60; Зах 2 11; 8 20-23; 14 9, 16; Пс 87), как и кн Ионы.

15 "Ты Бог сокровенный" - этот ст является плодом богословского размышления: Бог теперь представляется действующим не прямо, как в былые времена, а через посредство Своих орудий (в данном случае царя Кира); но Он сокровенно пребывает всесильным Спасителем Своего народа, и Его могущество со всей очевидностью проявляется в мироздании (ст 18).

20-25 Обличение идолопоклонства (ср 40 12-31) принимает здесь универсальный характер.

Ис 46

1 Пророк предвидит, что Вавилон будет взят Киром. Боги ассиро-вавилонского пантеона - "Вил" или "Ваал", бог неба, и Небо, бог мудрости, низвергнуты. Вавилоняне бегут, унося своих богов, т. е. идолов, их изображающих.

3 "Носимые Мною" - в противоположность язычникам, которые "несут" своих богов во время бегства, Ягве "носил" Израиля "от утробы матерней".

11 "Орла", т. е. Кира.

Ис 47

1 "Девица" - никогда и никем еще не побежденный Вавилон наказан за гордыню и за бесчеловечное отношение к Израилю и другим покоренным народам. "Дочь Вавилона" - это выражение часто употребляется, когда персонифицируется город или страна (ср 37 22; 4 Цар 19 21; Плач 2 13; (Сион); Ис 23 12 (Сидон); Иер 46 11 (Египет); Плач 1 15 (Иуда); Иер 14 17 ("мой народ").

Ис 48

Общее заключение, в котором напоминается история Союза-Завета, говорится о верности Бога и неверности Израиля, бывшей причиной его исторических испытаний. Бог "задолго объявлял" Своему неверному народу "прежнее" (ст 3), т. е. прошлые события истории спасения; теперь Он возвещает "новое" (ст 6), т. е. освобождение славы ради имени Своего.

Ис 49

Вторая песнь Раба Божия. Согласно некоторым библеистам, эта песня заканчивается 6-м ст, другие же полагают, что она включает стт 7-9. Песнь написана на ту же тему, что и первая (42 1-8), но в ней более полно освещаются некоторые аспекты миссии Раба Господня: говорится о Его избранничестве (стт 1, 5) и призвании собрать Израиль (ст 5), быть светом народов (ст 6), возвестить от лица Бога слово новое, "острее всякого меча" (как сказано в Евр 4 12). Пророк предсказывает, что он встретит сильное противодействие (стт 4, 7), но будет уповать на одного только Бога и Его дело в конечном итоге восторжествует. Христианские писатели отождествили этого таинственного Раба Божия со Христом.

3 "Ты раб Мой, Израиль, в тебе Я прославлюсь" - слова эти обращены не к историческому Израилю, а к Рабу Божию, т. е. к Мессии, Который рассматривается то как представитель человечества, взявший но Себя грехи мира, то как Спаситель мира, Своими страданиями прославляющий Бога. Слова, обращенные Христом к Своим ученикам на Тайной Вечери "ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем" (Ин 13 31) - можно считать идеальным комментарием к данному ст Исайи. Приведем еще пояснение св. Иоанна Златоуста: "Бог почитает наше спасение Своей славой".

15 Этот ст созвучен учению Втор, Осии и Иеремии (ср 54 8).

Ис 50

1 Ответ израильтянам, которые не верят в скорое освобождение: Бог никогда не давал израильтянам "отпускной грамоты" или "разводного письма". Он только посылал им кары за грехи, дабы вразумить их.

4-11 Третья песнь Раба Божия: благодаря Его уничижению и страданию будет искуплен грех Израиля и осуществится его духовное возрождение.

6 Описание страданий Раба Божия дополняется в 4-ой песне (52 13-53 12). В ней предрекаются события земной жизни Христа (Мф 26 67; 27 30 п).

Ис 51

4-8 Раб Божий будет также светом народов (ст 4; ср 49 6); Он принесет правду и спасение (стт 4, 5, 6; ср 42 1, 4; 49 6). Т. обр. Он установит на земле Царство Божие.

Ис 52

7-10 Кн Утешения есть "Евангелие", т. е. благовестие (ср 40 9). Вестники, прибывающие в Иерусалим, и стражи, сообщающие об их приближении, возвещают радость - наступление Царства Божия в Сионе. Это царство было уже давно предсказано пророками и воспето в царских псалмах.

12 Новый исход, как и первый, совершится под водительством Божиим (Исх 14 19), но он будет представлять уже не поспешный уход (Исх 12 11) или бегство (14 5), а торжественное шествие, и освобожденные узники понесут не драгоценности, захваченные у египтян, а свящ. сосуды храма, возвращенные Киром.

52 13-53 12 В четвертой песне Раба Божия показано еще яснее, что спасение будет делом одного лица, а не всего народа. Искупительная жертва Раба Господня принесет великое благоденствие и новую жизнь всем уповающим на Господа и положит начало установлению Царства Божия. Здесь впервые возвещается о жертвенном страдании невинного праведника за чужие грехи.

Ис 53

7 Ср Деян 8 32-33.

"Как овца (букв. агнец) веден был на заклание". По всей вероятности, Иоанн Креститель имел в виду этот ст, когда представлял Иисуса как агнца Божия, вземлющего грехи мира (Ин 1 29). На арамейском языке одно и то же слово "талийя" означает и агнца и служителя. Возможно, что Предтеча намеренно употребил это двузначное слово, но евангелист писал по-гречески и должен был выбрать одно из двух. Здесь мы видим переход от образа пасхального агнца к новозаветному образу Агнца Божия.

8 "Род Его кто изъяснит?" - Отцы Церкви полагали, что здесь подразумевается вечное рождение Слова от Отца и воплощение Иисуса Христа от Духа Св. и Марии Девы.

12 Нигде еще в ВЗ не говорилось так ясно об искупительных страданиях Христа.

Ис 54

"Вечная любовь" Бога к Своему народу (ср 43 4; Втор 4 37; 10 15; Иер 31 3; Соф 3 17; Мал 1 2) подобна любви отца к детям (Ис 1 2; 49 14-16; Иер 31 20; Ос 2 23; 11 1 сл) и страсти мужчины к женщине (Ис 62 4-5; Иер 2 2; 31 21-22; Иез 16 8, 60; Ос 2 16-17, 19. 20; 3 1); она выражается здесь как нечто бескорыстное (ср 1 Ин 4 10, 19), неизменно верное (ср Рим 11 29), обладающее безграничной творческой силой (ср 1 Ин 3 1-2).

Ис 55

3 "Завет вечный" - этот Союз-Завет (ср 59 21; 61 8) и есть новый Союз-Завет, который возвестил Иеремия (31 31).

6-13 В заключении подчеркивается всемирное значение мессианского искупления и действенность слова Божия. Слово это подобно посланнику, который не возвращается, прежде чем не исполнит свою миссию. Здесь "слово Божие" персонифицировано, как в других местах Писания - Премудрость (Притч 8 22) и Дух Господень (Ис 11 2).

12-13 Заключение всей кн Утешения (40-55): новый исход принесет радость возвращения и пустыня станет землей плодородной (ср 43 19; 44 3-4 и т. д.).

Ис 56

Последняя часть кн Исайи (56-66) состоит из различных пророчеств, в которых еще более определенно утверждается, что спасены будут не только верные израильтяне, но и язычники, уповающие на Бога.

3-6 Постановления (Втор 23 1-8), исключающие язычников и евнухов из "общества Господня", отменяются.

7 "Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов" - Иисус Христос приводит это пророчество перед началом Своих Страстей (Мф 21 13 п), завещая Своим ученикам новый, духовный культ: храмовые жертвоприношения, прообразовавшие Его жертву на кресте, уступят место молитве "в духе и истине" (Ин 4 24), и все народы будут призваны совершать ее.

Ис 57

19 Ср Еф 2 17, где ап. Павел относит эти слова к Иисусу Христу и к проповеди Евангелия.

Ис 58

3-5 Моисей предписал обязательный пост только в день праздника Очищения (Лев 23 27). Но нередко постились по внутренним побуждениям и в другие дни. Пророк настаивает на том, чтобы исполнению религиозных обрядов сопутствовала соответствующая внутренняя настроенность (ср Ис 1 10; Ам 5 21).

9 "Поднимать перст" - знак презрения или насмешка.

Ис 59

21 Эти слова Господа возвещают о непреложности Союза-Завета Бога с Израилем, запечатленного излиянием Духа, вдохновившего пророков (ср 40 7-8; 51 16; 61 6; Иер 1 9).

Ис 60

13 "Слава Ливана" - т. е. кедры. Они послужат для созидания нового Иерусалима, как некогда послужили при построении храма Соломона (3 Цар 5 15 сл).

13-14 "Город Господа, Сион Святаго Израилева" - новое имя, подобное тем, которые Исайя дал Иерусалиму в 1 26, стенам и воротам города (60 18), Сиону и земле его (62 4), народу и городу (62 12).

Ис 61

1-2 Христос, прочитав эти стт в назаретской синагоге, сказал: "Ныне исполнилось писание сие" (Лк 4 21), т. е. пророчество о пришествии Мессии.

Ис 63

14 "К покою" - в Землю Обетованную.

Ис 65

1-7 Даже в плену среди иудеев были идолопоклонники и поэтому медлило спасение.

4 "Сидят на гробах" - суеверный языческий обычай обращаться за советом к умершим.

15 "Рабов Своих назовет иным именем" - символ глубокого внутреннего изменения, как бы создания новой личности.

18-22 Все народы обратятся и приведут с собой в Иерусалим как дар Богу рассеянных Израильтян, которые "всегда будут перед лицом Господа". В учении Исайи утверждение исключительности обетовании, данных Израилю, сочетается с идеей спасения всех народов.