Первое Соборное Послание святого Апостола Петра

Симон, сын Ионин, Галилеянин из Вифсаиды (рыбачьего селения на берегу озера Геннисаретского), был приведен братом своим Андреем к Иисусу, Который, взглянув на него, дал ему имя Кифа, или Петр, что значит: камень (Ин 1 42; Мк 3 16; Лк 6 14). На этом камне судил Господь создать Церковь Свою (Мф 16 18); Петра ставит он первым среди Двенадцати, по воскресении же Своем троекратно провозглашает верховным пастырем всей Церкви на земле (Ин 21 15-17). Деятельность Петра протекает в первое десятилетие по вознесении Господнем в Иерусалиме и Палестине. После чудесного освобождения из иерусалимской темницы (Деян 12 7 слл.) он отправляется, по преданию, в Рим; но в 49 году уже присутствует на апостольском соборе в Иерусалиме (Деян 15). Вскоре после того он поселяется в Антиохии (Гал 2 11-14). Мученическая смерть постигла его, в один день с Ап. Павлом, в 67 году в Риме.

Послание, издревле распространенное по всем церквам, непосредственно обращается к малоазийским христианам, отделение которых от прежней языческой среды, отныне им враждебной, было для них источником многих тяжких испытаний (2 12, 19, 20; 3 14, 16, 17; 4 4, 12). Апостол увещавает их, любящих Христа, хотя они Его не видели (1 8), не смущаться клеветами, угрозами, преследованиями и ни в чем не отступать, в угоду язычникам, от чистоты христианской жизни. В каждом слове послания узнается запечатлевшаяся в нашем уме и сердце, по свидетельству Евангелия и книги Деяний, личность свидетеля страданий Христовых (5 1), Апостола, впервые узнавшего в Иисусе Сына Божия.

Послание написано в Вавилоне (5 13), т. е. в Риме: в еврейских писаниях первого века это иносказательное переименование обычно. Состояние малоазийских церквей, каким оно рисуется из слов Апостола, отвечает эпохе после 58 года, когда Ап. Павел, завершив дело их внутреннего устроения, покинул Ефес. С другой стороны, послание еще не содержит указаний на преследование христиан Нероном, начавшееся в 64 году. 63-ий год является вероятною датой его написания.


Краткий толкователь