Это предисловие не является составной частью книги и не входит в библейский канон. В нем говорится об евр Библии, разделенной на 3 части (ср 1 Макк 12 9): "закон, пророки и прочие писатели". Нет уверенности в том, что в ту эпоху (конец 2 в. до Р. Х.) содержание этих трех частей - особенно последней - было тождественно теперешнему. Переводчик прибыл в Египет в 38 г. царствования Евергета. Очевидно речь идет о Птоломее VII Евергете (170-117); 38-й г. его царствования соответствует 132 г. до Р. Х.
Первая глава этой книги представляет вариации на темы, затронутые в начале кн. Притч.
1 "Господь" - этим словом LXX передают обыкновенно евр. имя Бога - Ягве. Переводчик данной книги широко пользуется им, даже при переводе других имен Господних.
7 Автор подчеркивает трансцендентность Единого Бога. Премудрость - свойство Бога, проявленное в мире, им созданном. Дар Бога людям. Она часто персонифицируется в кн Мудрых (ср Притч 8 22), но здесь она рассматривается как создание Божие, которое нельзя отождествлять с Ним.
11-20 "Страх Господень" в понимании иудея соответствует нашему чувству благоговения перед Господом Святым.
26 Премудрость отождествляется с исполнением заповедей (ср 19 20 и Екк 12 13). Здесь она представлена как награда за верность.
Тема этой главы - страх Божий при испытании - часто встречается в ВЗ, особенно в псалмах.
12 Автор, очевидно, призывает быть верным в период гонений. Он осуждает отступничество, даже чисто внешнее (стт 12, 15; ср 1 Макк 6 21-28).
16 Автор не противополагает любовь и послушание, а отождествляет их. Любовь бескорыстна. Для любящего ожидаемая награда имеет мало значения.
1-16 Верность Богу требует исполнения долга во многих частных случаях, прежде всего долга по отношению к родителям (ср Исх 20 12; Втор 5 16).
20 Здесь подчеркивается снисхождение Бога, дающего познавать себя смиренным. В евр. оригинале мысль эта выражена еще ярче: "Велико милосердие Божие, Он открывает Свои тайны смиренным". Аналогичное утверждение часто встречается в ВЗ (Притч 3 34; Пс 25 14, ср Мф 11 25; Лк 1 52): Бог смиренным дает благодать.
11-19 Премудрость здесь персонифицируется, как и в Притч 1 23-25; 8 12-21; 9 1-6; "сыны" - (букв. чада) ее - это те, кто ищут ее и следуют ее наставлениям (ср Лк 7 35). Благодать дается со все большей полнотой тем, кто с готовностью принимает ее (ср Мк 4 24). То же возвещают пророки, Сам Христос и апостолы (Ин 16 12 и т. д.; ср 1 Кор 3 1).
30 "Не стыдись исповедовать грехи твои и не удерживай течения реки" - иными словами: легче остановить течение реки, чем сокрыть от Бога совершенные грехи. Исповедование грехов практиковалось уже в иудаизме (Лев 5 5; Числ 5 7; 2 Цар 12 13; 3 Цар 21 27; Пс 38 2, 5-6; 51 6 и т. д.)
4 "Не говори": "я грешил, и что мне было?" - дерзость самонадеянного богача, сомневающегося в действенности справедливости Бога, не покаравшего его за грех.
1-30 Мудрость и страх Господень неотделимы от исполнения заповедей Божиих: автор перечисляет ряд конкретных случаев.
31-34 Сын Сирахов почитает храмовые обряды и священников. В его наставлениях утверждается сначала необходимость благоговения перед Господом, затем - уважения к священникам; подчеркивается обязанность давать им заповеданную часть: начатки (Числ 18 11-18), жертву в повинность за грех (Лев 5 6; правое плечо - возношение из мирных жертв Исх 29 27; Лев 7 32; Втор 18 3). "Жертва освящения (евр "жертва правды") очевидно тождественна с жертвой приношения (Лев 2 1-16).
35 "Благословение Твое" - то, которое тебе даст Господь.
36 "Умершего не лишай милости" - об обязанности с благочестием хоронить умерших см 2 Цар 21 10-14; Иер 22 19; Ис 34 3; Тов 1 17-18; 12 12. Позже стали приносить за них молитвы и жертвы (2 Макк 12 38-46). Некоторые языческие обычаи, связанные с культом умерших, были, очевидно, запрещены Законом (Втор 26 14, ср Посл Иер 26; Сир 30 18).
39 Хотя у автора нет еще ни ясного представления о загробном воздаянии, ни даже уверенности в нем, он несколько раз подчеркивает значение для человека последнего часа жизни (ср 11 26-28).
5 "Чтобы не подверглись бесчестию твои предки" - вследствие проклятий, которые обычно употребляли на Востоке.
9-10 Сын Сир знает, что мудрость приобретается опытом и передаётся из поколения в поколение; она, как в Израиле, так и в Египте отождествлялась с умением "служить сильным", присущим людям, состоявшим на государственной службе.
9 Раввины высоко ценят традицию, которую называют "устным законом" (ср Втор 4 9; 11 19; Пс 44 2; 78 3 сл; Иов 8 8; 12 12). Содержание большинства библ. книг сначала передавалось в устной форме. Наиболее популярными были притчи и изречения мудрецов.
11-12 "Ныне - царь, а завтра - умирает" - здесь, по-видимому, утверждается бесполезность человеческих усилий спасти больного, приговоренного к смерти, однако ср гл 38. Этому изречению созвучны суждения ап. Павла о рабстве (Гал 3 28; Кол 3 11; Флм 16).
4 "Сокровенны дела Его". Поскольку действие Божие невидимо и предвидеть его невозможно, превратности судьбы могут совершенно изменить положение (ср Пс 113 7 сл; 1 Цар 2 8; Иов 12 17-19). Следующие изречения служат этому иллюстрацией.
26-28 В этих стихах выражается упование, с которым сын Сир ожидает в день смерти Суда Божия, на котором обнаружится добро и зло, содеянное человеком, но он не говорит еще о посмертном и вечном воздаянии.
28 "Человек познается в детях своих" (евр - в конце своем).
30 Как "охотничья птица" помещается в западню, чтобы привлекать других птиц, так и "сердце надменного" вовлекает ближнего в сети греха: "Он как лазутчик, подсматривает падение" (евр - как волк подстерегает, чтобы растерзать).
5 "Не давай нечестивому" (противопоставить Мф 5 43-48; Лк 6 27-36; Рим 12 20). Св. Августин дает такое смягчающее толкование этого стиха: "Не давай грешнику, поскольку он грешник, давай ему потому, что он человек".
18 "Кивать головою" - в знак насмешки (Пс 22 8; 109 25; Иов 16 4; ср Мф 27 39). "Хлопать руками" - имеет тот же смысл (ср Иез 25 6; Наум 3 19; Плач 2 15).
22 "Какой мир у богатого с бедным?" По мнению Сир, общение между равными соответствует законам природы и, следовательно, божественному установлению. Осуждению богатства нельзя придавать абсолютного смысла (ср ст 24).
8 "Отвращает лицо" - подразум. - от тех, кто нуждается в его помощи.
12 "Завет ада" - очевидно указание на день смерти (ср Ис 28 15, 18).
21 Ср Пс 119, гл. обр. 15, 23, 148 - о счастье, которое приносит размышление о Законе. В данном случае предмет размышления - мудрость, открывающаяся прежде всего в притчах и изречениях мудрых.
23-25 Образы, иллюстрирующие искание мудрости: ловчий преследует ее, лазутчик старается подслушать ее слова, кочевник "вобьет гвоздь и в стенах ее", т. е. ставит палатку вблизи дома ее.
1 "Твердый в законе овладеет ею", т. е. мудростью. В Иер 2 8 перечисляются 4 официальные категории: священников, учителей закона, пастырей, пророков. "Твердые в законе" принадлежат к категории "учителей закона", "книжников", значение которых в иудаизме все возрастало.
10 "Народ погибельный" - древние жители Ханаана.
17 "Что душа моя в неизмеримом создании?" - так Адам и Каин пытались скрыться от лица Господня (Быт 3 10; 4 9).
22 Возражающий мудрому по-видимому хочет сказать, что воздаяние заставляет себя ждать, и нет уверенности в том, что оно совершится. "Определение" ср со словом "завет" (союз) 14 12. (Евр. букв. - какова надежда, ибо определение далеко?).
24 "Внимай сердцем словам моим" - это наставление книжника, а не персонифицированной Премудрости.
29 Речь идет о стройном порядке мироздания, поразившем сына Сир.
5 "Сердце для рассуждения" - согласно евр. антропологии помышления исходят из сердца (ср Быт 8 21).
10 "Показал им суды Свои", т. е. закон Моисеев; в следующие стихах описывается откровение на Синае.
6 После того, как человек истощил свои силы, пытаясь познать Бога, он только начинает Его познавать. К этому выводу пришел также и Екклесиаст, но заключение, которое делает на этом основании Сын Сир, сильно отличается от Екк: слабость человека лишь подчеркивает величие Бога.
13 Ср 2 Макк 6 13-16; Прем 12 19-22. В позднейшем иудаизме наблюдается стремление оправдать действие карающей десницы Божией. Тема человеколюбия Божия, распространяющегося на всех людей - милость Господа на всякую плоть - и воспитательного значение "вразумляющих" наказаний Божиих появляется здесь впервые в ВЗ.
15-18 За рассуждениями о великой милости Божией следуют первые поучения о благотворительности.
21 "Прежде, нежели почувствуешь слабость (букв болезнь), смиряйся" - болезнь часто рассматривалась как наказание за грех. Поэтому обращение и раскаяние представлены как способ избежать болезни.
27 "Во дни грехов", т. е. во дни, когда грех привлекает мудрого.
21 Знание не тождественно мудрости: ум может быть развращен знанием худого.
27 "Разумный понравится вельможам" - мудрость книжника есть прежде всего умение хорошо устроить свою жизнь, снискав благоволение вельмож.
10-11 "Пламень огненный" - "пропасть ада" - в этих стт ясно выражена вера в загробное воздаяние.
30 "Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу" - "сатана" здесь имя нарицательное - искуситель, который может быть дурным инстинктом самого человека. Думая, что он проклинает внешнее существо, нечестивец проклинает собственную злую волю.
6 Книжники были сторонниками применения физических мер наказания (Притч 13 25; 19 18; 23 13-14; 29 15, 17): они всегда действенны, тогда как нравоучения или упреки полезны только при благоприятных обстоятельствах.
9 "Плачь и над глупым, ибо разум исчез для него" - здесь имеется в виду не безумец, а мятежник, вольнодумец или скептик.
22 31-23 5 Обратим внимание на религиозную глубину этих стихов. Каждое пожелание человека, стремящегося жить добродетельно, заканчивается молитвой.
11-13 Если "человек, часто клянущийся"... "согрешит" - т. е. не исполнит своей клятвы. Автор указывает на три случая греха возрастающей степени греховности: клятва, произнесенная искренне, но неисполненная, - клятва, принесенная легкомысленно при вознерадении; - ложная клятва "напрасная"
29 "Ему известно было все прежде, нежели сотворено было равно как и по свершении" - знание, предшествующее творению, и есть премудрость Божия (Притч 8 22); Бог продолжает заботиться о мире и после его сотворения.
1-24 Ср эти стт с другими возглашениями персонифицированной Премудрости (Притч 1 20-33; 8 1-36; 9 1-6) и с похвалой Премудрости (Иов 28; Вар 3 9-4 4). Гл. 24 - центральная глава книги; в ней учение о Премудрости преподано в совокупности со многими реминисценциями предыдущих библ. книг: для цельности изложения автор интерпретирует прошлое. Еще чаще, чем в кн Притч, встречаются выражения, предвозвещающие богословское учение о св. Троице: Премудрость тесно связана с Богом и одновременно отлична от Него. В подобных же выражениях говорится в дальнейшем и о Боге Слове и о Боге Духе Святом. (ср Притч 8) По-видимому эта глава имела сильное влияние на ев. Иоанна: в прологе своего Евангелия он относит к Слову (Логосу) ряд действий и свойств Премудрости.
11 "Я служила перед Ним во святой скинии" - автор рассматривает культ в Иерусалимском Храме как дело Премудрости, или потому, что, как порядок мироздания, он является выражением Божия совершенства, или потому, что он кодифицирован в Законе (стт 25, 26), отождествляющемся с Премудростью.
15 Премудрость принимает участие в культе (24 11). Автор сравнивает ее сначала с естественными ароматами, а затем с богослужебным фимиамом (ладаном). "Халвани и стакти" - ароматная смола. Оникс - секреция моллюсков, употребляемая при изготовлении ладана.
27 "Чрез нее мы все умираем" - напоминание о первом грехе. Ап. Павел в свою очередь подчеркивает вину Евы (2 Кор 11 3; 1 Тим 2 14, но ср Рим 5 12).
28-29 Ср Быт 2 24; Еф 5 31. Законом Моисеевым допускался развод (Втор 24 1-4; ср Мф 19 3-9 п).
9 "Движущееся туда и сюда" (т. е. плохо привязанное) "воловье ярмо" скользит по шее животных и растирает ее до боли и ран. С ним сравнивается злая жена.
22 "Светильник, сияющий на святом свещнике" - очевидно имеется в виду семисвещник (1 Макк 4 49, 50).
1 Закон предписывал давать взаймы (без лихвы) бедным народа Божия (Исх 22 25), "брату" - "пришельцу или поселенцу" (Лев 25 35-36; Втор 15 7-11; ср Мф 5 42; Пс 37 21, 26).
8 "Не гонялся за золотом" (евр. маммон, т. е. богатство - слово арамейского происхождения встречающееся в раввинистической литературе; в НЗ см Мф 6 24; Лк 16 9, 11, 13).
12 "О милостынях его будет возвещать собрание" - имеется, очевидно, в виду обычай провозглашать в синагогах имена благодетелей общины.
1 Обычай устраивать большие пиры и назначать распорядителя, избранного присутствующими или по жребию (ср 2 Макк 2 28; Ин 2 8), по-видимому распространился в Палестине под влиянием греков и римлян. Раввины предостерегали благочестивых иудеев от подражания языческим нравам, Сын же Сир только рекомендует распорядителю хорошо исполнять свою должность.
5 "Не возбраняй музыки", - музыка в данном контексте включает и пение, и поэзию, и драматические произведения, и т. д.
18 "Начальники собрания", т. е. синагоги, где благочестивые иудеи собирались слушать наставления.
25-33 О жестоком обращении с рабами см Исх 21 20-21; ср Мф 18 34; Лк 12 46. Однако рабы не были оставлены на произвол своих господ. Их права были определены и защищены Законом: Исх 21 1-6, 26, 27; Лев 25 46; Втор 15 12-18; ср со стт 30-33 данной главы; ср отношение к рабам ап. Павла (Еф 6 9; Кол 4 1; Флм 16).
31 "Приобрел кровью", т. е. заработал тяжелым трудом.
1-8 В ВЗ Бог иногда просвещает людей посредством сновидений (Быт 28 10-17; 31 10-13, 24; 37 5-11; 41 1-36 и т. д.: ср Числ 12 6; Мф 1 20-23; 21 3, 22), но обращение к сновидениям как к обычному способу гадания порицается пророками и законниками: Иер 29 8; Екк 5 6; Лев 19 26; Втор 13 1-5; 18 9-14; Сын Сир следует их примеру, признавая, однако, что существуют сновидения, "посланные от Всевышнего для вразумления" (ст 6).
3 "Сновидение совершенно то же, что подобие лица против лица", т. е. они подобны отражению в зеркале, а не реальному изображение лица. В сновидениях проецируется состояние души человека, что не приносит ему ничего нового и достоверного (ст 4).
1-10 Сын Сирахов - ревностный исполнитель обрядов, приверженный к культу, и в то же время моралист, заботящийся о том, чтобы претворить Закон в жизнь, гл. обр. его предписания справедливости и любви. Оба эти стремления сочетаются в данном тексте: для Сына Сир исполнение Закона также является культом.
5 "Утучнять алтарь" - жир приносимой жертвы тает под действием огня и стекает по жертвеннику. В евр. рукописи прибавлено на полях: "Благотворящий бедному дает взаймы Богу; кто же ему отдаст, если не Он?" (ср Притч 19 17).
1-19 Эта молитва проливает свет на умонастроение благочестивых иудеев в конце 2 в. до Р. Х., накануне восстания Маккавеев. В глазах языч. народов (ст 4) святость Бога проявилась в том, что Он наказал Израиль за Его грехи; таким же образом Он явит Свое величие, карая языч. народы, угнетающие Израиль (Иез 28 20-26, 38 16, 23, 39 27). Заметим, что молитва проникнута мессианским упованием, как и конечный евр псалом (51 12). В кн. Сир нет других отголосков этого течения, нашедшего себе выражение в Завете, затем в учении пророков и вдохновившего Маккавеев на восстание.
12 "Собери все колени Иакова и соделай их наследием Твоим" - надежда на возвращение в Израиль и объединение всех колен, возникшая в период Плена, продолжала жить в сердцах иудеев и после возвращения из Плена: рассеяние среди языч. народов представлялось явлением временным и прискорбным; пришествие Мессии должно было положить ему конец.
1-8 Возможно, что некоторые благочестивые иудеи видели в обращении больного за помощью к врачу недостаток упования на Бога (ср 2 Пар 16 12). Сын Сир опровергает это мнение.
15 "Да впадет в руки врача", т. е. да заболеет. Судя по предыдущим стт, здесь отсутствует ирония по отношению к врачам. Ср букв евр текст: "Тот согрешает перед Господом, кто превозносится перед врачом".
16-23 У иудеев, как и у других народов Востока, погребальные обряды обычно отличались внешней выразительностью и совершались по определенным правилам. Их особенности описаны у Иер 9 17-18; Ам 5 16; Иез 24 15-24; Мф 9 23; Мк 5 38.
17 Плач об умершем, согласно 22 11, должен продолжаться семь дней, но в зависимости от степени родства обряды могли быть разной продолжительности.
1 Закон, писания мудрых и пророчества очевидно составляли в тот период все писание, ср. Предисловие.
2 "Углубляться в тонкие обороты притчей" - книжник прежде всего хранитель писаний, но на нем также лежит обязанность толковать его народу (ср Езд 7 6). О притче и машале см. введение к кн. Мудрых.
5 "Путешествовать по земле чужих" - книжник часто назначался чиновником, министром, послом.
23 "По слову Его стала вода, как стог..." - имеются в виду многочисленные чудеса, совершенные над водами: сотворение (Быт 1 9) потоп (Быт 7 11), переход через Чермное море (Исх 14 21-22) и через Иордан (Ис Нав 3 16), быть может и тайна облаков, неисчерпаемых водохранилищ (ср Пс 104 6-13).
28 "Благословение Его покрывает, как река" - (евр как Нил) автор имеет в виду благотворное половодье Нила.
36 "Огонь и град, голод и смерть, - все это создано для отмщения" - ср Завещание XII Патриархов: "оно (нижнее небо) содержит огонь, снег, лед, предназначенные для дня суда Божия. Ибо там находятся духи отмщения для наказания людей" (Левий 3 2). Сын Сир тоже рассматривает бедствия как задержанные временно, но в его перспективу по-видимому не включается конец времен.
39 "Обдумал и оставил в писании, что все дела Господа прекрасны" - заключение Сын Сир оптимистично. Все целесообразно, ибо все предусмотрено Богом. Человек не должен роптать. Он страдает, только когда этого заслужил.
Мрачные краски, которые Сын Сир употребил для описания "тяжелого ига сынов Адама" в этой главе, контрастируют с заключением предыдущей главы. Этот контраст объясняется не непоследовательностью автора, а тем, что бремя жизни сынов Адама есть следствие греха.
7 "В аде нет исследования о времени жизни" (евр - в шеоле), ибо один конец для всех.
Автор утверждает дозволительность и даже уместность некоторых действий, которые не смели совершать под влиянием предрассудков и из ложного стыда.
2 "Оказать правосудие нечестивому" - под нечестивыми, вероятно, надо понимать чужеземцев: автор советует быть справедливым к ним также, как и к израильтянам.
14 "Лучше злой мужчина, чем ласковая женщина" - Сын Сирахов еще более резок в суждениях о женщинах, чем автор Притч; в позднейшем раввинизме заметна та же тенденция. В то же время следует учесть, что изречения строятся на парадоксе и поэтому их нельзя всегда понимать в букв. смысле.
15 С этого стиха начинается последняя часть книги, в которой Сын Сир восхваляет великие дела Бога Творца и Промыслителя Израиля. "По слову Господа" - в Библии неоднократно говорится о творческом Слове Господа (ср 43 28; Быт 1; Пс 33 6; Прем 9 1; Ин 1 1). В писаниях мудрых творение чаще приписывается Премудрости (ср Притч 8 22).
17 "Святым", т. е. ангелам (ср Иов 5 1).
18 "Знамение века", т. е. светила небесные, не только потому, что они равномерно разделяют время (43 6; Быт 1 14-18), но и потому, что - согласно представлениям той эпохи - будущее было уже записано на небесах (ср Иер 10 2). Необыкновенные знамения небесные будут предшествовать второму пришествию Христа (Мф 24 29-31).
Сравнить лирические строфы этой главы с Дан 3 52-90 и с Пс 19 5 сл; 136, 145, 148.
7 "От луны - указание праздника" - два главных иудейских праздника - Пасха и Кущи (ср Исх 23 14) начинались в день полнолуния, 14 числа месяца и продолжались 8 дней.
8 "Месяц называется по имени ее" - евр иерах ("месяц" и "луна" обозначались одним тем же словом).
29 "Он есть все" - не следует понимать эти слова в пантеистическом смысле. Согласно Сыну Сир все происходит от Бога, трансцендентность Которого он неоднократно утверждает (ср ст 30), и все принадлежит Ему.
Похвала "славных мужей и отцов" - ценное свидетельство того, как благочестивый иудей 2 в. до Р. Х. понимал историю Израиля (ср 1 Макк 2 51-64).
15 "Енох - образ покаяния для всех родов", т. е. пример, побуждающий к покаянию и обращению. Евр "пример знания" - быть может указание на тайны, свидетелем которых был Енох и которые он открыл людям ("Книга тайн Еноха").
16 "Ной... во время гнева был умилостивлением" (евр ростком - к Ною здесь применяется учение пророков об "остатке", из которого произойдет спасение; ср Ис 4 3).
14 "Да процветут кости их" - букв.: да прорастут как молодой побег от старого пня (ср 49 12; Ис 66 14). Это образное выражение скорее является пожеланием - да будут в наше время достойные потомки у судей израилевых - чем свидетельством веры в воскресение мертвых.
8 "Сокрушим рог их", т. е. силу в физическом или переносном смысле: метафора, часто встречающаяся в Библии, особенно в псалмах.
9 "Словом хвалы", т. е. псалмами (ср 2 Цар 2 31).
14 "Мудрый сын... ради отца жил счастливо" - не только с мирской точки зрения - все, что было осуществлено его предшественником, пошло ему на пользу - но и с точки зрения религиозной: Бог сохранил свое благоволение к Соломону ради Давида, отца его (ср стт 23, 25; 3 Цар 11 12).
18 "Ты был любим за мир твой" - имя Соломон означает миротворец (ср ст 15).
14 "По успении его пророчествовало тело его" - после смерти пророк воскресил еще одного мертвого (4 Цар 13 20-21).
7 "Предали... славу свою чужому народу" - опираясь на союзы с языч. народами, вместо того, чтобы искать опору в Боге, или навлекая своими грехами наказание, т. е. плен Вавилонский.
12 Двенадцать малых пророков, которые, согласно расположению книг евр Библии, следовали непосредственно за тремя великими.
1 "Симон, сын Онии" - речь идет о Симоне II, сыне Онии II (прибл. 230-195).
5 "При выходе из завесы храма" (букв. - дома завесы) - из Святого святых. Автор описывает здесь обряды дня Очищения (Лев 16).
22 "Похваляться именем Его" - день Очищения был единственным праздником, во время которого неизреченное имя Бога - Ягве произносилось перед молящимся народом, чтобы преподать благословение Господа.
27-28 Числовая притча. "Сидящие но горе Сеир" - едомитяне, "глупый народ, живущий в Сикимах" - самаряне.
14 "Воззвал к Господу, Отцу Господа моего" - против предположения, что это позднейшее христ. добавление, говорит тот факт, что подобные выражения встречаются в псалмах: 2 7; 110 1.
18-37 Алфавитное стихотворение, как и Притч.
38 В евр тексте добавлено: "Да будет благословен Господь во веки и да хвалится имя Его из рода в род". Подпись в евр тексте: "До сих пор слова Сира. Мудрость Симеона, сына Елеазара, сына Сира. Да будет благословенно имя Ягве отныне и до века".