В Фессалонике (совр. Салоники), одном из важнейших торговых городов римской империи с обширной гаванью на Эгейском море, Ап. Павел, в течение своего второго путешествия, а именно после изгнания из Филипп, успел в короткое время заложить прочное основание христианской общины (Деян 17 1-10). Его проповедь там была сочувственно встречена многочисленными приверженцами эллинской монотеистической секты поклонников Вышнего Бога, но вызвала буйную вражду Иудеев. И хотя последним не удалось возбудить против Апостола открытое преследование со стороны властей, однако он не только был вынужден покинуть город, но и лишен был в ближайшее время возможности в него вернуться (1 Фес 2 18). Из Афин послал он в Фессалонику Тимофея для устройства новой церкви (Деян 17 15 1 Фес 3 1-5), и который на обратном пути нашел Апостола уже в Коринфе (Деян 18 5). Тимофей с похвалой отзывался о вере македонских братьев, об их преданности Апостолу, об их благотворительности (1 Фес 3 6 слл.; 4 9), хотя не скрыл и того, что еще не все из них равно недоступны заразе языческих нравов (4 3-6, 11; 5 14). Огорчительно было и донесение о кознях Иудеев, которые, чтобы подорвать доверие к Апостолу, обвиняли его в лицемерии и корыстных происках (2 3-6). Надлежало, наконец, успокоить совесть новообращенных: со дня на день ожидая кончины мира, они боялись, что усопшие не успеют войти во славу грядущего Господа (4 13-18). Таковы были поводы к написанию первого послания к Фессалоникийцам: Апостол раскрывает им свое неустанное о них попечение, назидает их в началах христианской нравственности, учит правому ожиданию второго пришествия Господня.
Послание написано после свидания с Тимофеем (3 6 Деян 18 5) в Коринфе, в 51-52 гг. Подлинность его засвидетельствована упоминаниями о нем у Иринея, у Климента Александрийского, у Тертуллиана, в древнем перечне новозаветных писаний, составленном во II веке.