Пророк Захария (евр. Зехария - тот, о ком помнит Ягве) был сподвижником пророка Аггея. В книге приведена его родословная, из которой следует, что он принадлежал к знатному роду. Согласно позднейшему преданию, Захария прибыл в Иерусалим еще молодым и умер в глубокой старости членом Великой Синагоги. Если его предок Аддо (Иддо) тождественен с Иддо, упомянутом в Неем. 12 4, то Захария происходил из священников и сам был служителем алтаря. Начало проповеди Захарии относится к октябрю-ноябрю 520 г. до н. э.
Книга пр. Захарии делится на две части. Первая часть (гл. 1-8), несомненно, написана пророком, современником Аггея. Она содержит: а) обращение Бога к народу (1 3-6); 6) 8 или 9 видений пророка, начавшихся в феврале 519 г. (1 7; 6 8); в) слово о мессианском венце (6 9-15); г) слово о посте, произнесенное в ноябре-декабре 518 г. (7); д) слово о мессианском царстве (8).
Вторая часть книги (гл. 9-14) отличается по языку, стилю и темам от первой и начинается новым заголовком (9 1). В ней уже не ставится вопроса о восстановлении храма и отражается эпоха более поздняя (в 9 13 упомянуты греки). Имя Захарии больше не упоминается, равно как и имена Зоровавеля и Иисуса. Автор уже не ждет скорого восстановления Давидова царства. Его чаяния - эсхатологические и апокалиптические. Речи о пастырях народа, очевидно, написаны в период, когда во главе иудеев стоял первосвященник. Большинство современных библеистов относят II часть книги Захарии к концу 4 в., эпохе Александра Македонского (1 Макк 1 1-16; Иосиф Флавий, Археология XII, I).
Богословская направленность 1 части кн Захарии преимущественно мессианская. Темы книги следующие: а) восстановление храма и Иерусалима; б) обращение народов и мессианское Царство, которое покончит с мировым злом; в) добродетель как служение Богу; г) двойственная природа мессианской власти: священство представлено Иисусом, царская же власть будет осуществляться "Отраслью" (38 - это мессианское наименование в гл. 6 12 отнесено к Зоровавелю). Дом Давида будет восстановлен (12 и др), кроткий и смиренный Мессия въедет в святой град не на боевом коне, а на осле, символизировавшем в древности мир (9 9-10). Затем речь идет о военной теократии в духе Иезекииля (14). Народ узрит Того, Которого он "пронзил" своей неверностью (12 10). Все эти черты, не приведенные к единству в пророчествах Захарии, сочетаются в Иисусе Христе. В НЗ его предсказания вспоминаются (Мф 21 4-5; 27 9 - соединяясь с пророчеством Иеремии; 26 31; Мк 14 27; Ин 19 37), и пророчество о входе Господнем в Иерусалим читается на богослужении в неделю Ваий.