Догматическая конституция о
Божественном Откровении
Священный Вселенский Ватиканский Собор II
Павел епископ
Раб рабов Божиих с отцами Священного Собора на вечное
памятование
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. О самом Откровении
Природа и предмет откровения
Предуготовление к евангельскому
откровению
Иисус Христос - полнота откровения
Откровение принимаемое верою
Откровение истины
Глава II. О передаче Божественного
Откровения
Апостолы и их преемники, глашатаи
Евангелия
Священное Предание
Взаимоотношение между Священным
Преданием и Священным Писанием
Отношение Священного Предания и
Священного Писания к Учительству Церкви
Глава III. О богодухновенности
Священного Писания и его толковании
Богодухновенность и истинность
Священного Писания
Как толковать Священное Писание
Божественное снисхождение
Глава IV. О Ветхом Завете
История спасения в Ветхом Завете
О важности Ветхого Завета для
христиан
Об единстве обоих Заветов
Глава V. О Новом Завете
О превосходстве Нового Завета
Об апостольском происхождении
Евангелий
Об историчности Евангелий
Остальные Писания Нового Завета
Глава VI. О Священном Писании в
жизни Церкви
Церковь чтит Священное Писание
Забота о тщательных переводах
Апостольская обязанность
католических ученых
Важность Священного Писания для
богословия
Поощрение к чтению Священного
Писания
Заключение
Введение
1. Прислушиваясь с благоговением к слову Божию и
дерзновенно провозглашая его, Священный Собор следует словам святого
Иоанна, который говорит: "Мы возвещаем вам жизнь вечную, которая была с
Отцом и явлена была нам, - что мы видели и слышали, мы возвещаем и вам,
чтобы и вы имели общение с нами. А наше общение есть общение с Отцом и
Сыном Его, Иисусом Христом" (1Ин 1.2-3). Поэтому, следуя за Тридентским
и Первым Ватиканским Собором, он хочет изложить подлинное учение о
Божественном откровении и о его передаче, дабы через возвещение спасения
весь мир, слушая это возвещение, веровал, веруя надеялся и надеясь
любил.(1)
Глава I. О самом
Откровении
Природа и предмет
откровения
2. Было благоугодно Богу в Его благости и премудрости
явить Самого Себя и поведать тайну Своей воли (ср. Еф 1.9), которою люди
через Христа, воплотившееся Слово, имеют в Духе Святом доступ к Отцу и
становятся причастниками Божественного естества (ср. Еф 2.18; 2Петр.
1.4). Таким образом, невидимый Бог (ср. Кол 1.15; 1Тим. 1.17) по обилию
любви Своей, говорит к людям, как к друзьям (ср. Исх 31.11; Ин.
15.14-15) и с ними беседует (ср. Вар. 3.38.), чтобы приглашать их к
общению с Собой и принимать их в это общение. Это домостроительство
откровения совершается действиями и словами внутренне между собою
связанными, так что дела, совершаемые Богом в истории спасения, являют и
подтверждают учение и все, что знаменуется словами, а слова
провозглашают дела и открывают тайну содержащуюся в них. Но внутренняя
истина как о Боге, так и о спасении человека, сияет нам через это
откровение во Христе, Который одновременно и Посредник, и Полнота всего
откровения.(2)
Предуготовление к евангельскому откровению
3. Бог, творящий и сохраняющий Словом Своим все (ср. Ин
1.3), дает людям в сотворенном мире постоянное свидетельство о Себе (ср.
Рим 1.19-20) и, кроме этого, желая открыть путь спасения Свыше, Он
изначала явил Себя Самого нашим прародителям. После грехопадения, Он,
обещая искупление, ободрил их надеждой спасения (ср. Быт 3-15) и
непрестанно проявлял Свое попечение о роде человеческом, дабы даровать
жизнь вечную всем, ищущим с постоянством спасения в делании добра (ср.
Рим 2.6-7). В установленное Им время, Он призвал Авраама, чтобы
произвести от него великий народ (ср. Быт 12.2-3), которого, после
времен Патриархов, Он наставлял через Моисея и Пророков, чтобы народ
признал Его как единого Живого и Истинного Бога, как Отца-Промыслителя и
Судью Праведного, и ожидал обещанного Спасителя; тем самым, в течение
веков. Он предуготовил путь Евангелию.
Иисус
Христос - полнота откровения
Бог, многократно и многообразно говоривший в пророках,
после того "в эти дни последние говорил нам в Сыне" (Евр. 1.1-2). Ибо Он
послал Сына Своего, то есть Предвечное Слово, просвещающее всех людей,
дабы Он обитал среди людей и поведал им тайны Божий (ср. Ин 1.1-18).
Итак, Иисус Христос, воплотившееся Слово, посланный как Человек
человекам",(3) "говорит слова Божий" (ср. Ин 3.34) и совершает дело
спасения, которое Отец дал Ему сотворить (ср. Ин 5.36, 17.4). Поэтому
Он, видя Которого всякий видит Отца (ср. Ин. 14.9), всем Своим
присутствием, всем, чем Он являет Себя, словами и делами, знамениями и
чудесами, особенно же смертью Своею и славным Своим воскресением из
мертвых, наконец, сниспосланием Духа Истины, завершает во всей полноте
откровение и подтверждает его Божественным свидетельством, что означает:
с нами - Бог, чтобы освободить нас от тьмы греха и смерти и воскресить
нас в жизнь вечную.
Итак, христианское домостроительство, поскольку оно -
новый и окончательный завет, никогда не пройдет, и уже нельзя ожидать
нового всеобщего откровения до явления в славе Господа нашего Иисуса
Христа (ср. 1Тим 6.14 и Тит 2.13).
Откровение
принимаемое верою
5. Богу, дающему откровение, нужно принести "послушание
веры" (Рим 16.26; ср. Рим 1.5; 2Кор. 10.5-6), которым человек свободно
предает себя всецело Богу, принося "полное подчинение разума и воли
Богу, Открывающему Себя"(4), и добровольно принимая данное им
откровение, чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и
воздействующая благодать Божия при внутренней помощи от Духа Святого,
Который побуждает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и
подает "усладу всем принимающим истину и верующим в нее"(5). Но, для
более глубокого уразумения откровения, тот же Дух Святой непрестанно
совершенствует веру Своими дарами.
Откровение истины
6. Через Божественное откровение Бог восхотел явить Себя
Самого и сообщить предвечные определения Своей воли о спасении людей,
"дабы соделать их причастниками божественных благ, которые совершенно
превосходят человеческое разумение"(6).
Священный Собор исповедует, что "Бог, начало и конец
всего, может быть с достоверностью познан через тварный мир естественным
светом человеческого разума" (ср. Рим 1.20), Собор учит, "что к Его
откровению нужно отнести все, что в области Божественного недоступно
само по себе человеческому разуму, но может, даже в нынешнем состоянии
человеческого рода, быть всеми легко познано с непоколебимою
достоверностью и без всякой примеси заблуждения"(7).
Глава II. О
передаче Божественного Откровения
Апостолы и их преемники, глашатаи Евангелия
7. Бог по Своей великой благости определил, чтобы
откровение, данное Им для спасения всех народов, пребыло навсегда
неповрежденным и переданным всем поколениям. Поэтому Христос Господь, в
Котором завершилось все откровение Всевышнего Бога (ср. 2Кор 1.32 и
3.16-4.6), заповедал Апостолам, чтобы Евангелие, прежде обещанное через
Пророков, Им исполненное и Его устами провозглашенное как источник
всякой спасительной истины и всякого нравственного правила, они
проповедовали всем(8), сообщая им божественные дары. Это было верно
исполнено как Апостолами, которые в устной проповеди, примерами и
установлениями, передали то, что они либо приняли из уст, бесед и дел
Христовых, либо чему были научены внушением Духа Святого, так и теми
Апостолами и их сподвижниками, которые, под внушением Духа Святого,
записали весть о спасении(9).
Апостолы же, дабы Евангелие непрестанно сохранялось
неповрежденным и живым в Церкви, оставили своими преемниками Епископов,
которым "они передали свою должность учительства"(10).
Итак, это священное предание и Священное Писание обоих
Заветов являются как бы зеркалом, в котором странствующая Церковь
созерцает Бога, от Которого она все получает, доколе не придет к Нему и
не увидит Его лицом к лицу, как Он есть (ср. 1Ин 3.2).
Священное Предание
8. Итак, апостольская проповедь, которая исключительным
образом выражена в богодухновенных книгах, должна была быть сохранена
через непрерывное преемство до скончания века. Поэтому Апостолы,
передавая то, что они сами приняли, поучают верующих держать предания,
которым они были научены или через слово, или через послание (ср. 2 Фес.
2.15), я подвизаться за веру, раз навсегда переданную им (ср. Иуд.
3)(11). То, что было передано Апостолами, объемлет все, что способствует
провождению святой жизни народа Божия и умножению веры; и таким образом.
Церковь, в своем учении, жизни и богослужении, непрерывно сохраняет и
передает всем поколениям все, чем она является, все, во что она верует.
Это Предание от Апостолов развивается в Церкви
содействием Духа Святого(12); ибо растет понимание как вещей, так и
переданных слов, понимание либо через созерцание и исследование
верующими, которые хранят их в сердце своем (ср. Лк 2.19,51), либо через
внутреннее опытное разумение всего духовного, либо через проповедь тех,
которые приняли, с епископским преемством, достоверную харизму истины.
Церковь, разумеется, на протяжении веков, непрерывно стремится к полноте
Божественной истины, доколе в ней Самой не завершатся слова Божий.
Изречения святых Отцов свидетельствуют о животворящем
присутствии этого Предания, богатства которого изливаются в делание и
жизнь Церкви верующей и молящейся.
Через то же Предание полный канон Священных Книг
становится известным Церкви, и сами Священные Писания в ней
проникновеннее понимаются и непрерывно становятся действенными, таким
образом, Бог, говоривший в древности, непрестанно беседует с Невестой
Сына Своего возлюбленного, и Дух Святой, через Которого живой голос
звучит в Церкви, и через нее в мире, вводит верующих во всю истину и
вселяет в них обильно слово Христово (ср. Кол. 3.16).
Взаимоотношение между Священным Преданием и Священным Писанием
9. Итак, Священное Предание и Священное Писание тесно и
взаимно между собою связаны, ведь одно и другое, проистекая из одного и
того же Божественного источника, сливаются каким-то образом воедино и
устремляются к одной и той же цели. Ибо Священное Писание есть Слово
Божие, так как оно записано под вдохновением Духа Божия; а Священное
Предание,
- слово Божие вверенное Христом Господом и Духом Святым
Апостолам,
- передает его неповрежденно преемникам их, чтобы они,
озаренные Духом Истины, Своею проповедью верно его хранили, излагали и
распространяли; тем самым Церковь черпает свою уверенность о всем, что
было открыто, не только из одного Священного Писания. Поэтому и то и
другое должны приниматься и почитаться с одинаковым чувством
благоговения и почитания(13).
Отношение Священного Предания и Священного Писания к Учительству Церкви
10. Священное Предание и Священное Писание составляют
единый священный залог Слова Божия, вверенный Церкви; придерживаясь его,
весь святой народ, со своими Пастырями, пребывает постоянно в учении
Апостолов и в общении, в преломлении хлеба и в молитвах (ср. Деян.
2.42), так что, в соблюдении, исполнении и исповедании преданной веры,
выявляется исключительное согласие Епископов и верующих(14).
Но обязанность подлинно толковать написанное или
переданное(15) Слово Божие было вверено одному живому Учительству
Церкви,(16) власть которого осуществляется во имя Иисуса Христа. Это
Учительство не превышает Слова Божия, а служит ему, уча только тому, что
было передано, так как, в силу Божественного поручения и при содействии
Духа Святого, оно благочестиво слушает слово, свято хранит, верно
излагает его и черпает в этом едином залоге веры все то, чему оно
предлагает верить как богооткровенному.
Итак, очевидно, что Священное Предание, Священное Писание
и Учительство Церкви, по премудрому совету Божию, так между собою
связаны и соединены, что одно не без другого, а все вместе, каждое своим
способом, под действием единого Духа Святого, действенно способствуют
спасению душ.
Глава III. О богодухновенности Священного Писания и его толковании
Богодухновенность и истинность Священного Писания
11. Богооткровенная истина, которая содержится и
излагается в Священном Писании, написана под вдохновением от Духа
Святого. Святая Матерь Церковь, по вере Апостолов, принимает все книги
как Ветхого, так и Нового Завета, во всех их составных частях, как
священные и канонические, так как, написанные под вдохновением от Духа
Святого (ср. Ин 20.31; 2 Тим 3-16; 2 Петр 1.19-21; 3.15-16), они имеют
автором Самого Бога, и как таковые были переданы Церкви.(17) Бог избрал
определенных людей, предоставив им для составления священных Книг
применить свои способности и силы,(18) с тем, чтобы при действии Его
Самого в них и через них,(19) они письменно передали, как настоящие
авторы, все, и только то, что Он хотел.(20)
Так как все, что богодухновенные авторы или священные
писатели утверждают, должно почитаться как утверждаемое Духом Святым, то
нужно исповедовать, что книги Писания учат твердо, верно и безошибочно
истине, которую Бог, ради нашего спасения, восхотел запечатлеть
Священными Письменами(21). Итак, "все Писание богодухновенно и полезно
для научения, для обличения, для исправления, для наставления в
праведности, дабы совершен был Божий человек, ко всякому доброму делу
снаряжен" (2Тим. 3.16).
Как толковать
Священное Писание
12. Так как Бог говорил в Священном Писании через людей и
по человечеству,(22) толкователь Священного Писания, с целью уяснить,
что Бог хотел нам сообщить, должен внимательно исследовать, что
священные писатели действительно разумели и что Богу было угодно нам
открыть через их слова.
Чтобы выяснить цель священнописателей, нужно, кроме
другого, принимать во внимание "литературный жанр".
Действительно, истина предлагается и выражается
по-разному и различными способами в текстах исторических, или
пророческих, или поэтических, или в других видах речи. Поэтому нужно,
чтобы толкователь исследовал смысл, который священнописатель хотел
выразить и выразил в определенных обстоятельствах, соответственно
условиям своего времени и своей культуры, с помощью употреблявшихся в
его время литературных жанров.(23) Ибо для правильного понимания того,
что священнописатель хотел утверждать своим писанием, нужно обратить
должное внимание и на обычные, прирожденные способы восприятия,
выражения, повествования, присущие временам священнописателя, и на те,
что были вообще в употреблении в ту эпоху в человеческих
взаимоотношениях.(24)
Но, так как Священное Писание надлежит читать и толковать
с помощью того же Духа, под воздействием Которого оно было написано,(25)
чтобы правильно выяснить смысл священных текстов, нужно не менее усердно
обращать внимание на содержание и единство всего Писания, учитывая живое
Предание всей Церкви и согласие веры. Задача же экзегетов -
содействовать согласно этим нормам более глубокому пониманию и изложению
смысла Священного Писания, дабы благодаря как бы предварительному
изучению созревало суждение Церкви. Ибо все, что было сказано о способе
толкования Писания, подлежит в конечном итоге суждению Церкви, которая
исполняет Божественное поручение и служение хранить и толковать слово
Божие.(26)
Божественное
снисхождение
13. Итак, в Священном Писании, при всегда неповрежденной
истине и святости Божией, проявляется дивное снисхождение вечной
Премудрости, "чтобы мы могли познать неизреченную благость Бога и какое
приспособление речи Он применил в Своей предусмотрительной заботе о
нашей природе".(27) Ибо слова Божий, выраженные человеческим языком,
уподобились человеческому языку, как некогда Слово Предвечного Отца,
восприняв слабую человеческую плоть, сделалось подобным людям.
Глава IV. О
Ветхом Завете
История
спасения в Ветхом Завете
14. Вселюбящий Бог, промышляя и предуготовляя неуклонно
спасение всего рода человеческого, избрал Себе по особому замыслу народ,
чтобы вверить ему Свои обетования. Действительно, заключив завет с
Авраамом (ср. Быт 15.18), и через Моисея с народом Израилевым (ср. Исх.
24-8), Он открылся народу, который Он Себе приобрел, как единый Бог
истинный и живой, словами и действиями, чтобы Израиль, испытывая, каковы
Божественные пути в отношении людей, и благодаря тому, что Бог говорил
устами Пророков, понимал их все глубже и яснее, и поведал бы их далеко
среди языческих народов (ср. Пс 21.28-29; 95.1-3; Ис. 2.1-4; Иер 3.17.).
Предвозвещенное священнописателями домостроительство спасения, ими
поведанное и объясненное, есть с очевидностью истинное слово Божие в
Книгах Ветхого Завета; поэтому эти богодухновенные Книги сохраняют свою
неизменную ценность: "Ибо все, что было написано прежде, было написано
для нашего поучения, чтобы мы, в терпении и утешении из Писаний,
держались надежды" (Рим 15.4).
О
важности Ветхого Завета для христиан
15. Домостроительство Ветхого Завета было прежде всего
направлено к приуготовлению, к пророческому возвещению (ср. Лк. 24.44;
Ин. 5.39; 1Петр. 1.10) и к предвещанию через различные прообразы (ср.
1Кор 10.11) пришествия Христа, Искупителя всех, и Его мессианского
царства. Затем, Книги Ветхого Завета, соответственно с положением рода
человеческого до времен спасения совершенного Христом, открывают всем
познание о Боге и о человеке и о том, как праведный и милосердный Бог
действует в отношении людей.
Эти Книги, хотя в них есть вещи несовершенные и
преходящие, однако, показывают истинное Божественное детоводительство.(28)
Поэтому эти Книги, выражающие живое восприятие Бога, в которых сокрыты
возвышенное учение о Боге, спасительная мудрость касательно человеческой
жизни и дивная молитвенная сокровищница, в которых, наконец, сокрыта
тайна нашего спасения, должны благоговейно приниматься христианами.
Об единстве обоих
Заветов
16. Итак, Бог, вдохновитель и автор Книг обоих Заветов,
так премудро устроил, что Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий Завет
раскрывается в Новом.(29) Ибо, хотя Христос установил Новый Завет в
Своей крови (ср. Лк 22.20; 1Кор 11.25), однако, Книги Ветхого Завета,
полностью воспринятые в Евангельское благовестие,(30) приобретают и
являют в Новом Завете свое полное значение (ср. Мф 5-17; Лк 24.27; 2Кор
3.14-16), и в свою очередь освещают и объясняют его.
Глава V. О Новом
Завете
О превосходстве
Нового Завета
17. Слово Божие, которое есть сила Божия ко спасению
каждому верующему (ср. Рим. 1.16), в Писаниях Нового Завета предлагается
и являет свою силу в высшей степени. Ибо когда пришла полнота времени
(ср. Гал. 4.4), Слово стало плотью и обитало среди нас, полное благодати
и истины (ср. Ин. 1.14). Христос установил на земле Царство Божие, делом
и словом явил Отца Своего и Себя Самого, и Своей смертью. Воскресением и
славным Вознесением, ниспосланием Духа Святого, Он завершил дело Свое.
Вознесенный от земли, Он всех привлекает к себе (ср. Ин. 12.32), Он Один
имеет слова жизни вечной (ср. Ин. 6.68). Но эта тайна не была поведана в
других поколениях так, как она открыта была теперь святым Апостолам Его
и Пророкам в Духе Святом (ср. Еф. 3.4-6), чтобы они проповедовали
Евангелие, возбуждали веру в Иисуса, Христа и Господа, и собирали
Церковь. О всем этом Писания Нового Завета дают неизменное и
божественное свидетельство.
Об
апостольском происхождении Евангелий
18. Никому не безызвестно, что среди всех Писаний, даже
Нового Завета, справедливо выделяются Евангелия, поскольку они
составляют главное свидетельство о жизни и учении воплотившегося Слова,
нашего Спасителя.
Церковь всегда и везде утверждала и утверждает, что
четыре Евангелия - апостольского происхождения. Ибо то, что Апостолы
проповедовали по поручению Христа, они сами и их сподвижники
впоследствии под вдохновением от Духа Святого, передали нам в Писаниях
как основу веры, то есть Четвероевангелие от Матфея, Марка, Луки и
Иоанна.(31)
Об историчности
Евангелий
19. Святая Матерь Церковь твердо и с исключительным
постоянством утверждала и утверждает, что перечисленные четыре
Евангелия, историчность которых она безоговорочно удостоверяет, верно
передают то, что Иисус, Сын Божий, живя среди людей, действительно
творил и о чем Он учил для вечного их спасения, до того дня, когда Он
был вознесен (ср. Деян. 1.1-2). То, что Господь говорил и делал.
Апостолы, после Вознесения Его, передали своим слушателям с тем более
полным разумением,(32) которому они были научены славными событиями
жизни Христовой и наставлены светом Духа Истины.(33) Священнописатели
составили четыре Евангелия, выбирая из многого, что было передано устно
или уже письменно, одно приводя в синтез, другое излагая с учетом
состояния церквей, наконец, сохраняя форму провозглашения, с тем, чтобы
сообщать нам всегда истинное и подлинное об Иисусе.(34) Ибо они их
написали либо по своей собственной памяти и воспоминаниям, либо по
свидетельству тех, "кому от начала довелось быть очевидцами и
служителями слова", чтобы мы познали "истину" с их слов, в которых мы
были наставлены (ср. Лк 1.2-4).
Остальные
Писания Нового Завета
20. В Канон Нового Завета, кроме Четырех Евангелий,
входят также послания святого Павла и другие апостольские Писания,
составленные под вдохновением от Духа Святого, которыми, по премудрому
Божественному совету, подтверждается все, что относится ко Христу
Господу, его подлинное учение все более и более выясняется, спасительная
сила Божественного дела Христова возвещается, начало Церкви и ее дивное
распространение повествуется, и предвозвещается ее славное завершение.
Ибо Господь Иисус был с Апостолами Своими, как Он обещал (ср. Мф 28.20),
и послал им Духа Утешителя, чтобы ввести их в полноту истины (ср. Ин.
16.13).
Глава VI. О
Священном Писании в жизни Церкви
Церковь чтит
Священное Писание
21. Церковь всегда чтила Божественные Писания, как она
чтила и Само Тело Господне, никогда не переставая, в особенности на
Божественной Литургии, питаться хлебом жизни от трапезы как Слова Божия,
так и Тела Христова, и преподавать его верующим. Церковь всегда смотрела
и смотрит на Священное Писание, воедино со Священным Преданием, как на
наивысшее правило своей веры, так как оно, вдохновенное Богом и
записанное раз навсегда, неизменно сообщает Слово Самого Бога и в словах
Пророков и Апостолов передает нам глас Духа Святого. Итак, нужно, чтобы
церковная проповедь, как и сама христианская религия, питалась и
руководилась Священным Писанием. Ибо в священных Книгах Отец, Который на
небесах, с великою любовью идет навстречу Своим чадам и с ними беседует;
и в Слово Божие вложена такая сила, такое могущество, что оно есть
поддержка и крепость Церкви, а для чад Церкви - крепость веры, пища
души, чистый и неистощимый источник духовной жизни. Поэтому к Священному
Писанию дивно подходят слова: "Слово Божие живо и действенно" (Евр.
4.12), оно может "устроить и дать наследие вместе со всеми освященными"
(Деян 20.32; ср. 1Фес. 2.13).
Забота о
тщательных переводах
22. Нужно, чтобы христианам был широко открыт доступ к
Священному Писанию. По этой причине, Церковь с самого начала приняла,
как свой, древнейший греческий перевод Ветхого Завета, именуемый
переводом Семидесяти; она всегда относится с уважением к другим
восточным переводам и к переводам латинским, преимущественно к переводу
называемому Вульгатой, но, так как Слово Божие должно быть доступно во
все времена, Церковь с материнской заботою печется о том, чтобы
надлежащие и точные переводы делались на разные языки, по преимуществу с
подлинных текстов Священных Книг. Если они, при благоприятных условиях и
с одобрения церковных властей, делаются в сотрудничестве даже с
разъединенными с нами братьями, они могут быть в употреблении у всех
христиан.
Апостольская обязанность католических ученых
23. Невеста воплотившегося Слова, Церковь, наученная
Духом Святым, стремится придти к все более глубокому пониманию Священных
Писаний, чтобы окормлять непрестанно своих чад Божественными словами;
поэтому, она, как подобает, поощряет также изучение святых Отцов, как
Восточных, так и Западных, а также различных богослужебных обрядов.
Нужно, чтобы католические экзегеты и другие, занимающиеся священным
богословием, тщательно объединяя свои силы, старались, под наблюдением
Священного Учительства, исследовать и излагать с помощью соответствующих
пособий Божественные Писания так, чтобы возможно большее число
служителей слова Божия могло плодотворно предоставлять народу Божию
питание Святым Писанием, которое просвещает ум, укрепляет волю,
воспламеняет сердца людские к любви Божией.(35) Священный Собор поощряет
чад Церкви, преданных библейским наукам, продолжать, по духу Церкви, со
всяческим прилежанием и постоянно с новыми силами, дело, ими
начатое.(36)
Важность Священного Писания для богословия
24. Священное богословие, вместе со Священным Преданием
опирается на написанное Слово Божие, как на незыблемое основание; в
слове Божием оно обретает свою силу, юность, углубляя в свете веры всю
истину, сокровенную в тайне Христа. Священные Писания содержат слово
Божие и, так как они богодухновенны, они воистину слово Божие; поэтому
изучение Священного Писания должно быть как бы душою священного
богословия.(37) Также и служение словом, то есть пастырская проповедь,
катехизация и всякое христианское наставление, в котором проповедь за
литургией должна занимать исключительное место, здраво питается и свято
укрепляется словом Писания.
Поощрение
к чтению Священного Писания
23. Поэтому нужно, чтобы все клирики, прежде всего
священники Христовы и другие, как например, диаконы или катехизаторы,
законно предающиеся служению словом, прибегали к Священному Писанию
посредством прилежного чтения и тщательного изучения, дабы никто из них
не был "суетным проповедником слова Божия вовне, если он не
прислушивается к нему изнутри",(38) памятуя о том, что он должен
передавать вверенным ему верующим неисчерпаемые богатства слова Божия,
особенно за Богослужением. Священный Собор также сильно и настоятельно
увещает всех верующих, в особенности монашествующих, научиться н
превосходному познанию Иисуса Христа" (Флп 3-8) через частое чтение
Божественных Писаний, ибо "не знать Писания - не знать Христа".(39)
Поэтому, да приступают они охотно к самому священному
тексту либо через Богослужение, преисполненное божественных слов, либо
через благоговейное чтение, либо посредством соответствующих курсов или
других пособий, которые в наше время везде похвально распространяются с
одобрения и заботами Пастырей Церкви. Но нужно им помнить, что чтение
Священного Писания должно сопровождаться молитвою, чтобы было
собеседование между Богом и человеком; ибо "когда мы молимся, мы
беседуем с Ним; мы слушаем Его, когда читаем божественные
изречения".(40)
Надлежит преосвященным Предстоятелям, обладающим
апостольским учением,(41) целесообразно научать верующих, вверенных им,
правильному пользованию Божественными Книгами, особенно Новым Заветом, и
прежде всего Евангелиями, через переводы священных текстов, снабженных
надлежащими и вполне достаточными объяснениями, дабы чада Церкви
безопасно и благотворно пользовались Священными Писаниями и проникались
их духом.
Кроме того, должны составляться издания Священного
Писания, снабженные подходящими примечаниями, для употребления даже
неверующими и соответствующие их положению; пастыри душ и христиане
любого состояния будут ревностно и мудро распространять их всеми
способами.
Заключение
26. Итак, через чтение и изучение Священных Книг, пусть
"слово Божие быстро распространяется и прославляется" (2Фес 3.1) и
сокровищница откровения, вверенная Церкви, да наполняет все более сердца
людей. Как от частого причащения Святой Тайны Евхаристии возрастает
жизнь Церкви, так можно надеяться на новое побуждение к духовной жизни
через увеличившееся почитание слова Божия, "пребывающего вовек" (Ис
40.8; ср. 1Петр 1.23-25).
Все это вместо взятое, и каждое в отдельности,
постановленное в этой догматической Конституции, было угодно Отцам
Священного Собора. И Мы, Апостольской властью, вверенной Нам Христом, в
единении с Досточтимыми Отцами, это подтверждаем в Духе Святом, решаем,
постановляем, и повелеваем, чтобы все это, установленное на Соборе, было
обнародовано во славу Божию.
Рим, у Св. Петра, Ноября дня 18-го 1965 г.
Я, Павел, Епископ Католической Церкви
Следуют подписи Отцов
1 Cf. S. Augustinus, De catechizandis rudibus, c. IV, 8: PL 40, 316.
2 Cf. Mt. 11, 7; Io. 1, 14 et 17; 14, 6; 17, 1-3; 2 Cor. 3, 16 et 4, 6;
Eph. 1, 3-14
3 Epist. ad Diognetum, c. VII, 4: Funk, Patres Apostolici, I, p. 403.
4 Conc. Vat. I, Const. dogm. de fide cath., cap. 3 de fide: Denz. 1789
(3008).
5 Conc. Araus. II, can. 7: Denz. 180 (377); Conc. Vat. I, l. c.: Denz.
1791 (3010).
6 Conc. Vat. I, Const. dogm. de fide cath., cap. 2 de revelatione: Denz.
1786 (3005).
7 Ibid.: Denz. 1785 et 1786 (3004 et 3005).
8 Cf. Mt. 28, 19-20 et Mc. 16. 15. Conc. Trid., Sess. IV, decr. De
canonicis Scripturis: Denz. 783 (1501).
9 Cf. Conc. Trid., l. c.; Conc. Vat. I, Sess. III, Const dogm. de fide
catholica, cap. 2 de revelatione: Dinz. 1787 (3006).
10 S. Irenaeus, Adv. Haer. III, 3, 1: PG 7, 848; Harvey, 2, p. 9.
11 Cf. Conc. Nicaenum II: Denz. 303 (602). Conc. Constant. IV, Sess. X,
can. 1: Denz. 336 (650-652).
12 Cf. Conc. Vat. I, Const. dogm. de fide catholica, cap. 4 de fide et
ratione: Denz. 1800 (3020).
13 Cf. Conc. Trid., Sess. IV, l. c.: Denz. 783 (1501).
14 Cf. Pius XII, Const. Apost. Munificentissimus Deus, 1 nov. 1950: AAS
42 (1950) 756, collatis verbis S. Cypriani, Epist. 66, 8: Hartel, III, B,
p. 733: "Ecclesia plebs Sacerdoti adubata et Pastori suo grex adhaerens".
15 Cf. Conc. Vat. I, Const. dogm. de fide catholica, cap. 3 de fide:
Denz. 1792 (3011).
16 Cf. Pius XII, Litt. Encycl. Humani Generis, 12 aug. 1950: AAS 42
(1950) 568-569: Denz. 2314 (3886).
17 Cf. Conc. Vat. I, Const. dogm. de fide cathokeca, cap. 2 de
revelatione: Senz. 1787 (3006). Comm. Biblica. Decr. 18 iunii 1915: Denz.
2180 (3629); EB 420; S. S. C. S. Officii, Epist. 22 dec. 1923: Eb (Enchir.
Bibl.) 499.
18 Cf. Pius XII. Litt. Encycl. Divino afflante Spiritu, 30 sept, 1943:
AAS 35 (2943) p. 314; EB 556.
19 In et per hominem: cf. Heb. 1, 1 et 4, 7 (in): 2 Sam. 23, 2; Mt. 1,
22; Mt. 1, 22 et passim (per); Conc. Vat. I: Schema de doctr. cath.,
nota 9: Coll. Lac. VII, 522.
20 Leo XIII, Epist. Encycl. Providentissimus Deus, 18 nov. 1893: Denz,
1952 (3293); EB 125.
21 Cf. S. Augustinus, Gen. ad litt. 2, 9, 20: PL 34, 270-271; Epist. 82,
3: PL 33, 277: CSEL 34, 2, p. 354. - S. Thomas, De Ver. q. 12, a. 2, C.
- Conc. Tridentinum, Sess. IV, de canonicis Scripturis: Denz. 783 (1501)
- Leo XIII, Enc. Providentissimus: EB 121, 124, 126-127. - Pius XII, Enc.
Divino afflante: EB 539.
22 S. Augustinus, De Civ. Dei, XVII, 6, 2: PL 41, 537: CSEL XL, 2, 228.
23 S. Augustinus, De Doctr. Christ., III, 18, 26; PL 34, 75-76.
24 Pius XII, l. c.: Denz. 2294 (3829-2830): EB 557-562.
25 Cf. Benedictus XV, Enc. Spiritus Paraclitus, 15 sept. 1920: EB 469. -
S. Hieronymus, In Gal. 5, 19-21: PL 26, 417 A.
26 Cf. Conc. Vat. I, Const. dogm. de fide catholica, cap. 2 de
revelatione: Denz. 1788 (3007).
27 S. Ioannes Chrysostomus, In Gen. 3, 8 (hom. 17,1): PG 53, 134. "Attemperatio"
graece synkatabasis.
28 Pius XI, Litt. Encycl. Mit brennender Sorge, 14 martii 1937: AAS 29
(1937), p. 151.
29 S. Augustinus, Quaest. in Hept. 2, 73: PL 34, 623.
30 S. Irenaeus, Adv. Haer. III, 21, 3: PG 7, 950; (=25, 1: Harvey 2, p.
115). S. Cyrillus Hieros., Catech. 4, 35: PG 33, 497. Theodorus Mops.,
In Soph. 1, 4-6: PG 66, 452D-453A.
31 Cf. S. Irenaeus, Adv. Haer. III, 11, 8: PG 7, 885; ed. Sagnard, p.
194.
32 Cf. Io. 14, 26; 16, 13.
33 Io. 2, 22; 12, 16; cf. 14, 26; 12-13; 7, 39.
34 Cf. Instructio Sancta Vater Ecclesia a Pontificio Consilio Studiis
Bibliorum Provehendis edita: AAS 56 (1964), p. 715.
35 Cf. Pius XII, Litt. Enc. Divino afflante: EB 551, 553, 567. - Pont.
Comm. Biblica, Instructio de S. Dcriptura en Clericorum Seminariis et
Religiosorum Collegiis recte docenda, 13 maii 1950: AAS 42 (1950), pp.
495-505.
36 Cf. Pius XII, ibidem: EB 569.
37 Cf. Leo XIII, Litt, Enc, Providentissimus: EB 114; Benedictus XV,
Litt. Enc. Spiritus Paraclitus: EB 483.
38 S. Augustinus, Serm. 179, 1: PL 38, 966.
39 S. S. Hieronymus, Comm. in Is., Prol.: PL 24, 17. - Cf. Benedictus XV,
Litt, Ebc. Spiritus Paracllitus: EB 475-480; Pius XII, Litt. Enc. Divino
afflante: EB 544.
40 S. Ambrosius, De officiis ministrorum I, 20, 88: PL 16, 50.
41 S. Irenaeus, Adv. Haer. IV, 32, 1: PG 7, 1071; (= 49, 2) Harvey, 2, p.
255.
|